Любил он войну или нет сказать сложно, можно сказать о том, что как полководец он был достаточно успешен, его таланты проявились в походах на Синай, Нубию и Палестину, он заствит считаться со своей армией, ученые считают его первым великим завоевателем в истории. Так вышло, что после смерти своего отца Тутмоса II и рано получил титул фараона, что заставляло его учится в ускоренном темпе, насколько известно, военное дело давалось ему легко и еще в детстве он уяснил, что завоевания могут дать выход на доступ к ресурсам, что развить государство и лишиться междуусобиц среди своих.
Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли.
Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.
То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения. По образному выражению В.О. Ключевского, царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении такую позу: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом переходном положении. После смерти Алексея Михайловича управление страной оказалось в руках кучки бездарных и алчных бояр во главе с младшим братом царицы Натальи Кирилловны, Львом Кирилловичем Нарышкиным. Это был человек властный, самолюбивый, но «гораздо среднего ума». Он окружил себя такими же боярами — без государственного ума и безразличных к судьбам страны лишь растаскивать и разорять государство.