Исто́рия нау́ки — развитие разнообразных наук или история современного научного мировоззрения: картина исторического развития научных учений, фактов и явлений, фиксируемых наукой, методологий, представлений, мировоззрений, процессов и проблем, влияние которых может быть прослежено во времени[1].
Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом. Поскольку с одной стороны наука представляет объективное знание, а с другой — процесс его получения и использования людьми, добросовестная историография науки должна принимать во внимание не только историю мысли, но и историю развития общества в целом.
Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов. Однако сами слова «наука» и «учёный» вошли в употребление лишь в XVIII—XX веках, а до этого естествоиспытатели называли своё занятие «натуральной философией».
Хотя эмпирические исследования известны ещё с античных времён (например, работы Аристотеля и Теофраста), а научный метод был в своих основах разработан в Средние века (например, у Ибн аль-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона), начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией, произошедшей в XVI—XVII веках в Западной Европе.
Научный метод считается столь существенным для современной науки, что многие учёные и философы считают работы, сделанные до научной революции, «преднаучными». Поэтому историки науки нередко дают науке более широкое определение, чем принято в наше время, чтобы включать в свои исследования период Античности и Средневековья
Под «каролингским Возрождением» обычно понимают небывалый для Европы того времени расцвет искусства, образования и культуры в целом пришедший на время правления самого выдающегося представителя династии Каролингов – императора франков Карла Великого (768 – 814). Такое состояние вещей, в первую очередь объясняется личными качествами самого монарха: любовью к образованию и науке, желанием приумножить культурное наследие, стремлением всячески образованным людям вне зависимости от их происхождения. Также важную роль в возрождении сыграла церковь и её служители – духовенство, которое пребывало в тесной связи с императором. Одним словом, христианство также культурному развитию.
Что касается самого термина «каролингское Возрождение», то можно с уверенностью утверждать, что Карл Великий возродил необычайный интерес к античной культуре, а точнее к римскому (латинскому) наследию. Дело в том, что после падения Западной Римской империи и нашествия варварских племен в V веке, культурный уровень тогдашних жителей Европы упал до катастрофически низкого уровня. Многие достижения римской цивилизации были забыты. Немало произведений литературы были безвозвратно утрачены. Большое количество архитектурных памятников было частично или полностью разрушено. В Византии господствовали греческий язык и культура. И вот, спустя три столетия, благодаря властелину Франкской империи, началось восстановление утраченного. Снова стал широко использоваться язык римлян – латынь. Также, по инициативе Карла Великого были созданы специальные мастерские по переписке сохранившихся книг – скриптории. Благодаря труду писцов удалось сохранить и донести до сегодняшнего читателя не одну сотню, а то и тысячу бессмертных творений древности. Для новых построек (например, церкви в Ахене) использовались некоторые элементы римских сооружений. Таким образом, благодаря «каролингскому Возрождению» удалось сохранить и частично восстановить наследие античной цивилизации.