При княжении Владимира Великого завершилось территориальное объединение Киевской Руси. Киевская Русь, простиралась от Онежского озера, Ладожского и Чудского, до Дона, Россь и Южного Буга, от Днестра, Карпат и Западной Двины, до Волги и Оки.
До прихода христианства, Русь имела свою систему письма. Становление православия, содействовало распространению просвещения. В середине IX века, братья-миссионеры Кирилл и Мефодий, создают азбуку - «глаголицу», и затем ее перерабатывают на основе греческого письма. Монастыри, а также церкви, являлись центрами грамоты. В школах, которые создавались при них, кроме обучения навыкам чтения и письма, изучали богословие и другие дисциплины.
Как наследие времен Киевской Руси, нам досталось приблизительно 150 книг, выполненных на харатье (пергаменте), украшенные миниатюрами и обтянутые кожей. Самая старая, это – «Остромирово Евангелие», датируемое 1056-1057 гг. Литература была не только духовного, но и светского характера. Кроме переписывания текстов и различных переводов, создавались свои собственные сочинения. Летописи, традиционно называемые по месту хранения или по авторству, имели лидирующее положение.
Существует несколько сводов, созданных ранее появления «Повести временных лет», Нестора Летописца, датируемой XII века. Широкое распространение имели описания жизни национальных святых. Самое известное «житие» Бориса и Глеба, братьев князя Святополка, которых он убил в 1015г. «Слово о законе и благодати» творчества митрополита Иллариона (середина XI века), является публицистической работой.
Большое значение имели ремесла. Известно, что в Киевской Руси существовало около 60 различных специальностей. Кузнецы славились изготовлением оружия и доспехов: кольчуг, мечей и сабель, арбалетов и стрел; широкий спрос имели самозатачивающиеся ножи и замки. Ремесленники славились литыми колоколами, ювелирными изделиями и керамикой, изготовлением разнообразных деревянных и кожаных изделий.
Сегодня известно около 150 архитектурных памятников, которые дошли до нынешних дней. Киевская Десятинная церковь, построенная на исходе Х века, а в середине XI века воздвигнуты Софийский собор и знаменитые Золотые ворота. Известно о существовании 15 храмов из камня, периода XI-XII веков, с явно византийским принципом строительства. Во времена смуты, княжеских разногласий, сформировались различные архитектурно-художественные направления. На смену мозаике, приходит фреска; меняются и архитектурные решения.
Живопись периода эпохи, была представлена храмовыми фресками и иконами, достаточно большими по величине. Различные местные духовные художественные школы, отличались и цветовой палитрой и техникой письма. Скульптура, как напоминание о язычестве, распространения не получила, но резьба, применялись широко.
Главный результат духовного развития Киевской Руси – это формирование древнерусской общности. Народности с общим языком, территориальным и политическим единством, едиными историческими корнями и близкой духовной сферой и материальной культурой.
1 сентября 1581 года[3] (или в 1579 году[4]) отряд погрузился на струги и поднялся по Чусовой и Серебряной (притоки Камы) до Тагильского перевала в Уральских горах. С топором в руках казаки сами прокладывали себе путь, расчищали завалы, валили деревья, рубили просеку. У них не было времени и сил разровнять каменистый путь, вследствие чего они не могли волочить суда по земле, используя катки. По словам участников похода, они тащили суда в гору «на себе», иначе говоря, на руках[5]. На перевале казаки построили земляное укрепление — Кокуй-городок, где зимовали до весны. Сплавившись по Тагилу, выплыли в Туру.
Разгром Сибирского ханства
В Египте образованные люди в первую очередь были востребованы в придворной и храмовой жизни. Почести, которыми окружались царские писцы, были вполне сопоставимы с царскими. Фараонов уже при жизни причисляли к богам. Писцы фараонов пользовались тем же почётом. Бог мудрости Тот, один из самых известных богов египетского пантеона, в действительности существовал на самом деле: это был писец фараона Тутмоса.