1812 году Наполеон двинул против России более чем полумиллионное полчище из контингентов почти всех европейских государств, но потерпел поражение. После этого под главенством России народы Европы постепенно ополчились против Наполеона. Они сознали и усвоили новые начала военного искусства, вызванные к жизни Великой французской революцией, и прибегнули к тем же средствам, при которых до сих пор торжествовал Наполеон. Наполеон долго и искусно сопротивлялся надвигавшейся со всех сторон грозной силе Шестой коалиции, но в итоге потерпел поражение[11].
Есим (год рождения неизвестен – умер в 1645 г.), сын Шигай-хана, сменил на ханском престоле Тауекела. Он является основателем династии казахских ханов Среднего жуза, правивших в XVII-XVIII веках.
Сыновья умершего Тауекел-хана были несовершеннолетними, а их дядя по отцу Есим был в тот момент правителем Ташкента и главой многотысячной действующей армии казахов, сосредоточенной в Туркестане. Но у новоизбранного хана в среде казахских султанов были недоброжелатели. Одному из них Турсун-султану в 1613–14 годах удалось узурпировать ханскую власть и править около 13 лет.
Пришедший в результате интриг и благоприятного стечения обстоятельств, Турсун хан погиб в 1626–27 году. После его гибели Есим во второй раз стал старшим казахским ханом.
Есим был правителем, который и в частной и общественной жизни действовал открыто и честно, не прибегая к интригам, тайным сговорам и коварным поступкам.
При Есим-хане успешно завершилась длительная борьба за города на Сырдарье, оседло-земледельческие районы у южных, граничащих со среднеазиатскими, пределов. С тех пор этот регион навсегда стал казахстанским. В первые десятилетия своего правления Есим был занят единственной страстью – воевал. Воинственность – не лучшее качество человека. Она необходима только в битвах за родину. Казахское же государство приобрело такое гигантское степное и множество городов на Сырдарье, что всякая попытка завоевания новых земель являлась для него бессмысленной и крайне обременительной.
Жизненной целью Есим-хана было строительство подвластного единому центру целостного государства. В этих целях он выработал и активно претворял в жизнь свою внутреннюю политику, которая нашла отражение в утвердившихся им правилах общественной жизни, обычаях и традициях. Народное предание связывает с его именем создание Уложения, известного как «Старая дорога Есима» («Есим ханнын ески жолы»), которые применялись в качестве правил и норм поведения вплоть до XIX-XX веков.
Есим-хан проводил политику единоначалия, беспрекословного подчинения ему народа, а по отношению к соседним странам вел захватническую политику. В своей политике Есим-хан, опираясь на старые патриархальные обычаи, проповедовал такие традиционные институты и законы, как кровь за кровь, око за око, кровная месть, выплата куна, барымта, рабовладение, телесное наказание, многоженство, уплата калыма, аменгерство, зекет, оброк, принудительные штрафы, религиозная нетерпимость. Вероятно, исходя из этого, народ и назвал архаичные методы, применявшиеся Есим-ханом «Старой дорогой…». Есим умер в почтенном возрасте и был похоронен в Туркестане вблизи от мавзолея Ходжи Ахмеда Ясауи в невысоком склепе кубической формы.
Хан Есим – один из самых почитаемых казахами правителей. Его имя произносится наравне с именем Касым-хана, а это говорит о многом. Он сохранил в строгой неприкосновенности границы своего государства, отстраивал города, оставил после себя свод законов, в которых развил и укрепил уложения хана Касыма.
Объяснение: