Событие Время/дата Итог
Наступление Августа II в Лифляндию, осада Риги, находящейся под шведской протекцией февраль 1700 Благодаря расчётливым действиям губернатора фельдмаршала Э. Дальберга осада была снята.
Вторжение датчан в Гольштейн-Готторпск Март 1700 Высадка шведских войск под Копенгагеном.
Вступление в войну России 9 августа 1700 Начало Северной войны.
Травендальский сир
18 августа 1700 Выход из войны Дании, разрыв союза с Россией и Саксонией.
Битва под шведским городом Нарвой 19 ноября 1700 Разгром русской армии фельдмаршала де Кроа от шведских войск.
Битва на реке Двине 9 июля 1701 Поражение польско-саксонской армии генерала Штейнау от шведской армии.
Битва под Эрестфером 29 декабря 1701 Первая крупная победа русских войск под командованием генерала Шереметьева над шведскими войсками генерала фон Шлиппенбаха.
Битва под польской деревней Клишовом 9 июля 1702 Разгром армией Карла XII польско-саксонских войск.
Битва у ливонской мызы Гумельсгоф 19 июля 1702 Разгром шведской армии генерала В. фон Шлиппенбаха русскими войсками Б. Шереметьева.
Оккупация Кракова Карлом XII 31 июля 1702 Август II находящийся в этот момент в городе бегством.
Битва у мыза Ижор 13 августа 1702 Окольничий Петр Апраксин с армией разбил отряд шведов генерала Крониорта.
Сражение при Салатах (Литва) 19 марта 1703 Разгром русских войск полковника Гаддона шведскими войсками Левенгаупта.
Битва возле города Пултуск в Польше 21 апреля 1703 Шведская кавалерия под командованием Карла XII разбила саксонскую конницу генерала фон Штайнау.
Морская битва около Ниеншанца (возле современного Санкт-Петербурга) 7 мая 1703 Петр I захватил два судна шведского вице-адмирала Нумерса.
Осада шведской крепости Ям Май 1703 Русская пехота во главе с генерал-майором Верденом успешно захватила крепость.
Битва у Якобштадта (Курляндия) 25 июля 1704 Шведско-литовская армия воеводы Сапеги разбила русско-ливонские войска гетмана Вишневецкого
Осада шведской крепости Нарва 9 августа 1704 Русские войска под командованием фельдмаршала Огильви смогли взять крепость.
Сражение за польский г. Львов 6 сентября 1704 После непродолжительных боев Карл XII захватил город.
Битва при Гемауэртгофе (современная Латвия) 15 июля 1705 Шведы под командованием генерала Левенгаупта разгромили русских под руководством генерала Шереметьева.
Осада Митавы, столицы Курляндии 3 сентября 1705 Русские войска генерала Репнина захватили столицу Курляндии.
Битва за город и крепости Бауска (Курляндия) 14 сентября 1705 Русский генерал-фельдмаршал Шереметьев одержал победу
Битва при Фрауштадте, Польша 2 февраля 1706 Шведские войска одержали победу над союзной армией поляков саксонцев и русских под командованием Шеленбурга. 4 000 русских военнопленных были убиты.
Бой у Клецка (Великое княжество Литовское) 19 апреля 1706 Русские войска: Переясловский, Миргородские полки, полк Даниила Апостола и Семена Неплюева потерпели поражение от шведских солдат под командованием Карла Крейца.
-. В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма. Стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности. Великолепный образец архитектуры Византии- храм Св.Софии в Константинополе, стены которого украшены замечательной разноцветной мозаикой, а крышу завершает огромный купол. При Карле Великом во Франции было развернуто грандиозное строительство. Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко использовали камень. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Главным его типом является тип базилики. .В плане это латинский крест. Наружный вид романского храма суров прост и ясен. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые, мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковная по содержанию была и настенная живопись- плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. Формы романской культовой архитектуры в частности обилие плоскостей распространению монументальной скульптуры, которая существует в форме рельефа, распластанного на плоскости стены или покрывающая поверхность капителей. Обращают на себя внимание разные масштабы фигур. Размер их зависит от иерархической значимости того, кто изображен: Христос всегда больше ангелов и апостолов, которые в свою очередь больше простых смертных. Но это только одна зависимость. Фигуры находятся в определенном соотношении и с архитектурными формами. Изображения в середине - крупнее, чем те которые находятся по углам. На фризах помещаются фигуры приземистых пропорций, а на несущих частях - удлиненные. . Классический образец такого сложного типа - пятинефная монастырская церковь в Клюни. Это был самый большой храм из всех построек того времени. Своими размерами он значительно превосходил даже главный храм католического христианства - базилику Святого Петра в Риме. (187 метров против 120 метров в длину). Жертвуя верхним светом, в центральном нефе, строители возводили так называемые зальные церкви равной или почти равной высоты, благодаря чему, распор центрального свода погашался отчасти встречным давлением боковых. Боковые нефы делали даже двухъярусными, что увеличивало их тяжесть, а также делало здание более вместительным. В Германии особое место в строительстве соборов в 12 веке занимали города на Рейне. Центром композиции всегда служит фигура Христа. Верхнюю часть занимает небо, нижнюю - грешная земля, по правую руку Христа находится рай и праведники (добро) по левую - осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло).
На смену романскому искусству пришла готика.Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя средневековое искусство. Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируются 2-й половиной 12 в. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь. В них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Великолепные готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове. Повышенная одухотворенность, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к индивидуальному, красоте реального мира - отличает его от романского искусства. Готическое искусство - искусство цветущих торговых и ремесленных городов коммун, добившихся известности и самостоятельности внутри феодального мира. Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. 12 век - расцвет романского стиля, вместе с тем с 1130 года появляются новые формы. Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 веке. Угасание приходится на 14-15 века (пламенеющая готика). Строительство осуществляется не только церковью, но и общиной (организованными в цехи профессиональными ремесленниками и архитекторами). Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. В замысле городского, а не монастырского собора проявились и новые идеи католической церкви, возросшее самосознание горожан, новые преставления о мире.
вот это Северная Война
таблица