Народно-демократические революции и начальный этап строительства социализма. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы во время войны были образованы Национальные, или Народные, фронты. В них вместе боролись представители коммунистических, рабочих, крестьянских, мелкобуржуазных, а на последнем этапе войны и некоторых буржуазных партий. Все эти разнородные организации объединяла общая цель — восстановление независимости родины. Национально-освободительная борьба против фашизма переросла в народно-демократические революции, которые происходили в странах Восточной Европы в 1944—1945 гг. В ходе их к власти пришли правительства Национальных фронтов, в которые вошли коммунисты. В итоге ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Восточной Европы в 1944—1945 гг. утвердился новый строй, получивший название народная демократия, а сами страны стали называть странами народной демократии. Программы Национальных фронтов предусматривали ликвидацию собственности нацистских преступников и их сообщников и наказание за национальное предательство. В результате их реализации в государственное ведение перешли предприятия, принадлежавшие германскому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с фашистами. Это привело к образованию мощного государственного сектора. Компартии, игравшие ведущую роль в Национальных фронтах, стали настаивать на национализации собственности национальной буржуазии. Раньше всего это произошло в Югославии, где принятая в январе 1946 г. Конституция предусматривала экспроприацию частной собственности. И уже в конце 1946 г. у частных владельцев остались только мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские. В 1946 г. по настоянию Польской рабочей партии был принят Закон о национализации, по которому произошло огосударствление крупной и средней промышленности. Прекратили существование частные банки. В Болгарии, Венгрии и Румынии наступление на позиции буржуазии велось не путем национализации, а установлением государственного и рабочего контроля над частными предприятиями.
Сове́тско-кита́йский раско́л — дипломатический конфликт между КНР и СССР, начавшийся в конце 1950-х годов. Пик противостояния пришёлся на 1969 год, вылившийся впограничный конфликт на острове Даманский. Окончанием конфликта считается 1986 год. Конфликт сопровождался расколом международного коммунистического движения.
Критика И. В. Сталина, в частности, культа личности, в докладе Хрущёва в конце XX съезда КПСС, новый советский курс на экономическое развитие при политике «мирного сосуществования» с капиталистическими странами вызвали недовольство Мао Цзэдуна, как противоречащие идее «ленинского меча» и всей коммунистической идеологии. Политика Н. С. Хрущёва была названа ревизионистской, а её сторонники в КПК — (Лю Шаоци и др.) — подверглись репрессиям в годы «культурной революции».
«Великая война идей между Китаем и СССР» (как это называлось в КНР) была начата Мао Цзэдуном с тем, чтобы укрепить свою власть в КНР; постепенно заставить людей в СССР признать, что они должны почитать Китай в качестве учителя, прежде всего в идеологии; убедить США и их союзников в том, что он и его Китай идейно ведут войну против СССР; показать человечеству, что в Китае есть новые идеи, к которым надо прислушаться, причем это не тот марксизм, что в СССР. Выделяют четыре главных компонента этого курса: требование передать Китаю Монголию, требование атомной бомбы, «утраченных территорий» со стороны СССР и устранение «неравноправия».[1]
Со стороны СССР знаком недовольства маоистской политикой стал внезапный отзыв всего корпуса советских специалистов, работавших в КНР по программе международного сотрудничества. «Вина за отъезд наших специалистов из КНР лежит полностью на Мао Цзэдуне».[2].
Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский 1969 г. на реке Уссури[3].
«За исключением незначительных объёмов двусторонней торговли, контакты между двумя странами были свернуты; несмотря на наличие железной дороги, по ней практически никто не ездил», — вспоминал работавший в 1970-х годах в посольстве КНР в Москве Чжан Дэгуан[4].
Генерал-полковник, бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР, А.А. Данилевич говорил в интервью[5]:
Объяснение:
украинский язык, история?