Вильгельм (Виллем) I Оранский, по прозвищу Молчаливый (нидерл. Willem van Oranje; Willem de Zwijger; 24 апреля 1533, Дилленбург — 10 июля 1584, Делфт) — принц Оранский, граф Нассауский, первый штатгальтер Голландии и Зеландии, лидер Нидерландской буржуазной революции. Был убит 10 июля 1584 года испанским наёмником Бальтазаром Жераром[4].
Вильгельм родился 24 апреля 1533 года в городе Дилленбурге в немецком графстве Нассау. Он был старшим сыном Вильгельма I Богатого (1487—1559), графа Нассау-Дилленбургского, и Юлианы Штольбергской. У его отца от первого брака с Вальпургис Эгмонт родилось две дочери: Елизавета (1515—1523) и Магдалена (1522—1567). У его матери также уже было четверо детей от предыдущего брака. Был крещён в лоне лютеранской церкви 4 мая 1533 года. После Вильгельма родились ещё четыре брата — Ян (Иоганн) (1536—1606), Людвиг (1538—1574), Адольф (1540—1568), Хендрик (Генрих)[nl] (1550—1574) и восемь сестёр. До одиннадцати лет Вильгельм воспитывался в лютеранской вере в семейном замке Дилленбург в Германии[5].
После покушений на свою жизнь, а также падения Антверпена, Вильгельм I Оранский с семьей перебирается в монастырь в городе Делфт. Здесь он проходит лечение и продолжает организовывать встречи и приёмы. Однако для Вильгельма это была лишь временная отсрочка. После неудачной попытки убийства иезуитские монахи продолжили поиски исполнителя воли Филиппа II.Жерар после формального судебного процесса, длившегося 4 дня, был приговорён к смерти. Однако, чтобы успокоить толпу, недовольство которой могло привести к массовым беспорядкам, смертной казни предшествовала длительная экзекуция, начатая 14 июля 1584 года перед ратушей Делфта[22]. Сначала ему отсекли топором правую руку. После этого раскалёнными щипцами стали рвать плоть. Далее следовало четвертование заживо, с последующим вскрытием брюшной полости, а также вырыванием сердца из груди. Согласно тексту приговора, этим же «коварным сердцем» уже фактическому трупу были нанесены три удара по лицу. Лишь после этого голова была отделена от тела, а обрубки были размещены по четырём углам городских стен[23].
Общая религия. Несмотря на окончательное разделение христианства на западную (католичество) и восточную (православие) ветви после 1054 года, сущностные принципы религии совпадали, и это осознавалось людьми того времени. Православные новгородцы торгуют с Ганзейским союзом, а московские и тверские князья заключают династические браки с католической Литвой. Плюс христианство предполагало особый взгляд на природу и сущность власти (сакрализация правителя, ответственность его перед Господом за свой народ и т.п.) и на мир в целом (деятельное участие Бога в жизни людей - т.н. провиденциализм), которые совпадали и на Западе, и на Руси.
Экономика была основана на владении землей, что соответствующим образом формировало социальные отношения: и в Европе, и на Руси власть принадлежала землевладельцам.
Церковь и государство были важнейшими институтами Средневековья, и их взаимоотношения порой определяли ход дальнейшей истории и на Западе, и на Руси.
Религиозный характер искусства. Церковь была одним из главных заказчиков произведений искусства: культовых сооружений, книжных миниатюр, росписей, скульптур и т.д.
самое главное - господство традиции. Что Европа, что Русь были обществами традиционными, т.е. воспроизводили те модели поведения, которые использовались в и проверку временем. Крестьяне возделывали землю по заветам предков, правители управляли страной по обычаям старины и т.п.