Для русской архитектуры середины 12-13 веков характерно становление полицинтризма — появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров, то есть эпоха феодальной раздробленности приносит с собой желания отдельных земель не просто выделиться, а заявить о себе, как о центре Руси. Во всех землях претендовавших на роль центра объединения строятся храмы в подрожании Софии киевской и появляются золотые ворота. Но все равно для каждой земли были характерны какие-то свои особенности архитектурного стиля. Во Владимиро-Суздальской земле появился особый стиль, который впоследствии стал основой всей общерусской архитектуры. Большого развития архитектура возникла в годы правления Андрея Боголюбского, во Владимире на Князьме. С его именем связана постройка Успенского собора во Владимире, резиденции князя в Боголюбове, золотые ворота во Владимире и чуда русской культуры храма Покрова на Нерли. Это небольшая однокупальная церковь в которой сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, простветленная созерцательность архитектуры линий. Брат Андрея Всеволод продолжал строительную деятельность. Во Владимире был выстроен храм нового однокупольного типа — »Дмитриевский собор«.
В начале Х11 в. удельные князья перестали платить дань Киеву и разорвали с ним экономические связи. Власть князя наталкивалась на сопротивление бояр, крупные княжеские ветви были втянуты в борьбу за Киев. Киевская Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств.
Государственное управление в период феодальной раздробленности проявлялось в традиционных формах правления. В Новгороде и Пскове – феодальные республики, в остальных княжествах – раннефеодальные монархии.
Высшим должностным лицом был князь. Его приглашало на княжение вече (народное собрание), он получал определенные пошлины, охотился в специально предназначенных для этого лесах, судебные функции осуществлял вместе с посадником.
Во всех княжествах политическую опору князя составляла дружина. Дружинники-вассалы могли свободно переходить от одного князя к другому. В города князь назначал посадников, правящих от его имени.
Верховная власть князей в случае разногласий с боярами переходила к Совету бояр, который созывался по их инициативе. В Совет бояр входили епископ и высшие должностные лица центрального управления.
Высшей формой проявления политической власти городов являлось вече. В его состав входили только имущие лица и свободные жители города. Вече решало вопросы об избрании (изгнании) князя; избрании высших должностных лиц; вопросы войны и мира; судило высших должностных лиц; издавало законодательные акты.