При августе был создан четко работающий бюрократический аппарат, налажена система администрирования в провинциях (в частности наказание за вымогательство, развита система фиксированных налогов вместо откупов), принят ряд важнейших мер по защите частной (в том числе и в первую очередь земельной) собственности как мелких, так и крупных собственников. армия перестала быть дестабилизирующей силой, легионы превратились в постоянные воинские подразделения, многие из которых сохранялись на протяжении веков. были усилены полицейские части, создана преторианская гвардия. значительно расширились границы империи. восточные походы августа интересовали мало, а вот на севере достижения его полководцев были огромны. (и поражение от германцев легионов вара в тевтобургском лесу в 9 г. до н. э. не меняет этого вывода.) северные границы государства продвинулись до дуная, к империи были присоединены четыре провинции: реция, норик, паннония и мезия. принцепс стремился к тому, чтобы представители всех сословий, всех провинций ощутили себя жителями одного государства, осознали свое место в социальной иерархии, что при единоличной, абсолютной власти августа было сделать проще, чем при старой олигархической, республиканской форме правления. октавиан также пытался реформировать религиозную, нравственную и социальную жизнь римского народа. он восстанавливал заброшенные храмы, вышедшие из обихода ритуалы, поощрял деятельность жречества и в целом прилагал усилия, чтобы оживить старые религиозные традиции, проникнутые патриотическим духом. в сфере морали он пытался восстановить священное отношение к и стимулировать рождаемость. измена была объявлена преступлением, за свою распущенность пострадали даже дочь и внучка самого принцепса, изгнанные им из рима.
Благородство в средневековом обществе определялось прежде всего в отношении военного класса, к которому относились рыцари, они не все были знатного происхождения, были рыцари бедные, а порой и не свободные люди, чтобы их принимали в обществе, от них требовались определенные личные качества. Общество требовало от рыцарей благородства, что подразумевало быть не только храбрым и смелым и искренним, давать советы своему господину ему, быть стойким и надежным, но и благородно вести себя, иметь зрелые чувства, умные суждения, иметь мудрость, а также быть хорошим солдатом, честным человеком и христианином, рыцарской аристократии теперь необходимо было быть добродетельными и иметь высокую мораль. Рыцари также должны были уметь вести себя, иметь хорошие манеры. Гуманисты в отличие от средневекового общества считали людей вообще каждого к разумной деятельности, наделенных разумом и и познавать и приобретать мудрость и в этом они видели благородство людей, которое можно было развить через познание и практическую деятельность. Человек должен обладать не только христианским смирением и милосердием, но и быть благоразумным, стойким , гуманным, щедрым и деятельным. То есть человека они считали каждого к благородству, а не только рыцаря или дворянина, человеком благородным мог быть каждый, кто стремится к знаниям и полезной деятельности, и не только прилично себя ведет, но и стремится к гармонии в духовной и физической жизни.