Орудия олдувайской культуры и окаменелости млекопитающих были найдены в долине Эз-Зарка в отложениях формации Даукара (Dawqara Formation), датируемых возрастом от 2,48 до 1,95 млн лет назад[1][2].
Микролитическая индустрия на израильской местонахождении Еврон (Evron-Quarry) датируется возрастом >1,5 — <2,4 млн лет, на израильской стоянке Бизат Рухама — возрастом ок. 1 млн лет[3][4].
В эпоху раннего палеолита территория Аравийского полуострова стала первым местом, откуда человечество начало победное шествие по планете[5].
Древнейшими находками рода Homo в Азии являются останки дманисийских гоминидов, найденных в Грузии (1,8—1,9 млн лет). Археологические памятники Восточного Казахстана Курчум-1 и Курчум-2 соответствуют усть-убинской свите, верхняя граница которой датируется возрастом ок. 1,8 млн л. н.[6] Находки в Убейдия (Израиль) датируются возрастом ок. 1,4 млн лет[7].
На острове Флорес 700 тыс. лет назад обитал карликовый вид людей, сходный с видом Homo floresiensis, вымершим 60—100 тыс. лет назад[8][9][10].
Останки архантропов возрастом около 0,5—1 млн лет известны с острова Ява в Индонезии (явантроп, мегантроп), из Китая (юаньмоуский человек, синантроп, ланьтяньский человек), Израиля (Гешер-Бенот Яаков)[11], Сирии (Надауйе Айн Аскар)[12].
В турецкой в провинции Денизли в местонахождении Кокабас обнаружена черепная крышка вида Homo erectus возрастом 330—510 тыс. лет[13].
380—200 тыс. л. н. были населены пещера Кесем в Израиле и Азыхская пещера (азыхантроп) в Азербайджане.
Данные люминесцентной хронологии указывают, что 130 тыс. лет назад Аравийский полуостров был относительно жарче, количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой покрытую растительностью и пригодную для обитания землю. В это время уровень Красного моря упал, и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность форсирования Баб-эль-Мандебского пролива, через который они достигли Аравии и основали ряд первых стоянок на Ближнем Востоке — таких, как Джебель Файя (en:Jebel Faya)[14][15]. Ранние мигранты от климатических изменений в Африке, перешли через «Врата Скорби» на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров в поисках более благоприятных климатических условий. Между Красным морем и Джебель-Файя (ОАЭ) — расстояние в 2000 км, где ныне располагается непригодная к жизни пустыня, однако около 130 тыс. лет назад, в эпоху окончания очередного ледникового периода, Красное море было достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность. Вторая фаланга среднего пальца руки человека, найденная в местонахождении Таас-эль-Гадха (Taas al-Ghadha) недалеко от оазиса Тайма (Тема) на северо-западе Саудовской Аравии, датируется возрастом 90 тыс. лет[16].
Емельян Пугачёв, вождь восстания 1773–1775, родился в 1742 на Дону, в станице Зимовейской. Несмотря на то, что Пугачев был донским казаком, восстание под его предводительством началось среди казачества реки Яик (Урал). В середине XVIII столетия богатая войсковая старшина Яика возобладала над демократическим казацким самоуправлением. Старшины ввели произвольные налоги на ловлю рыбы, стали задерживать жалование рядовым станичникам. Уже в конце 1760-х вспыхнули вооружённые стычки между верхами и низами Яицкого войска. Императрица Екатерина старшине усмирить бедноту, но прислала на Яик следственную комиссию, сместила обвинённого в злоупотреблениях атамана Бородина и обязала войсковую канцелярию платить казацкое жалование без задержек. Однако произвол старшины вскоре возобновился. Рядовые казаки послали депутацию к царице, но президент военной коллегии Чернышев арестовал её и приказал бить кнутом.
Власти распорядились, чтобы яицкое войско послало несколько сот казаков на службу в прикавказский Кизляр, а также задержало движение калмыков, которые решили тогда уйти из России на свою прежнюю родину – Джунгарию. Старшина стала возлагать эти тяжкие службы на бедных станичников. 13 января казаки Яицкого городка двинулись с жалобами к дому главы следственной комиссии, генерала Траубенберга. Тот вывел солдат с пушками, но казаки разогнали их, убили Траубенберга и повесили собственного атамана Тамбовцева. Это выступление вскоре было подавлено отрядом генерала Фреймана, но глухое брожение не унималось