Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVH съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии. Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции. Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) . Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране. Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки» , в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ) . Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД) . При нем учреждается Особое совещание (ОСО) , которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров. Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий. По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели: 1) действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров; 2) подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией; 3) снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов. Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.
Итогом демократических революций и перестройки в СССР стал роспуск Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимо Новые правительства восточноевропейских стран стремились к активному сотрудничеству с развитыми странами Запада. Особое значение они придавали вступлению в НАТО.Ускоренный переход к рыночной экономике, приватизация промышленности, закрытие убыточных по западноевропейским стандартам предприятий, экономия на социальных программах вызвали серьезные трудности. Начался рост инфляции, безработицы, произошло падение уровня жизни значительной части населения.Недовольство избирателей итогами реформ создало условия для укрепления левых сил в странах Восточной Европы. Но речь не шла о возврате к советской модели социализма Большинство бывших коммунистических и рабочих партий сменили руководителей, пересмотрели свои программы. Идеалы социальной справедливости они совместили с ценностями рыночной экономики иполитическим плюрализмом. Сблизившись с социал-демократами стран Запада, левые стали членами Социалистического интернационала. К концу 1990-х гг. они вернулись к власти во многих странах. Так, в Польшев 1995 и 2000 гг. на президентских выборах победил кандидат левых сил Александр Квасьневский. В Болгариисоциалисты стояли у власти в 1990-1991 гг. и в 1995-1997 гг., в Румынии в 1990-1996 гг. и в 2000-2004 гг., вВенгрии - в 1994-1998 гг. и в 2002-2005 гг. Во внешней политике восточноевропейские социалисты продолжали курс на сближение с ЕС и НАТО, а во внутренней – на осуществление рыночных реформ.Жители Восточной Европы верят, что переход к рыночной экономике и демократическому управлению – явление положительное. Но число высказывающих подобную оценку сильно уменьшилось по сравнению с 1991 годом. Так в Болгарии количество сторонников перехода к демократическому управлению уменьшилось на 24%, а перехода к капитализму на 20%. Только каждый второй болгарин считает эти перемены положительными, отмечая при этом, что из крушения социализма самую большую выгоду извлекли представители крупного бизнеса и политической элиты
В Венгрии число разочаровавшихся в переменах и изменивших свое мнение тоже очень велико - 34% о Многие отмечают, что капитализм снизил их уровень жизни. 72% венгров и 62% болгар - участников опроса указали, что сегодня им живется хуже, чем прежде. А вот жители Польши и Чехии отвечали на эти вопросы положительно.
Конечно, сказался и мировой кризис, но не только он. Главная причина - плачевное состояние экономики в восточно-европейском регионе, развитие которой отброшено на несколько лет назад. Доходы на душу населения в бывших соцстранах значительно меньше среднего показателя в Евросоюзе. В отличие от практики лет новые члены ЕС в ближайшие годы не могут больше рассчитывать на иностранные капиталы.
Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.
Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) . Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.
Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки» , в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ) . Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД) . При нем учреждается Особое совещание (ОСО) , которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.
Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий. По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели:
1) действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров;
2) подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией;
3) снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов.
Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.