Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания. Постоянно обогащаясь собственным и привнесенным культурным опытом, оно вошло неотъемлемой частью в мировую культуру и подарило ей образцы высочайших достижений в области научной мысли, художественной культуры и духовного самосовершенствования человека.На формирование российской культуры серьезное влияние оказали следующие факторы: Необходимость освоения огромной территории, на которой соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности. Утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности традициям. Длительная изолированность от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за ее преодоление Преобладание идеологии приоритетности государственных интересов над личностными, подчинение интересов личности интересам государства. Основные этапы формирования отечественной культуры от начала становления до приобретения ею завершенных национальных форм наглядно иллюстрируют воздействие этих факторов.Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны, особенностями феодальной формации, свойственными ей производства, характером классовых отношений и надстроечных институтов, с другой – конкретно-историческими условиями развития России, своеобразием ее социального и политического строя, а также внешнеполитическими обстоятельствами.Большое значение имел опыт, накопленный предыдущими поколениями и передаваемый в форме традиций, обычаев, точное и неукоснительное следование которым обеспечивало успех хозяйственной деятельности.Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Высокий уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в нем, обусловлен, с одной стороны, длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян, с другой, во многом был определен пришедшей на Русь с ее крещением европейской христианской традицией.Культура Киевской Руси самая молодая в Европе. В IX-X вв., когда в Киеве и в Новгороде формировались первые государственные структуры славянских племен, европейский мир воспринял уже более чем двухтысячелетнюю историю разнообразных государств с их опытом тираний и демократий, союзов государств и империй. Учился у великих древних философов и ученых, писателей и архитекторов, скульпторов и живописцев, и имел уже почти тысячелетний опыт распространения христианства. Русь стремилась войти в этот мир. И сделать это возможно было лишь посредством принятия христианства, так как несущим элементом любой культуры является религия. А религия – это не просто вера и система обрядов, это образ жизни, определенная система идей, представления о мире, человеке и его месте в этом мире.Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединяла общая духовная основа. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.В целом цивилизованное развитие Руси киевского периода мало отличается от развития раннефеодальной Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, общность ценностных ориентаций. Однако православный характер русского христианства и его тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили специфические особенности цивилизации Древней Руси. После принятия православия Русь стала христианской, хотя в западный «христианский мир» полностью так и не была принята. Сойдет?
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ КРЕПОСТНОГО КРЕСТЬЯНИНА. Я КРЕПОСТНОЙ КРЕСТЬЯНИН. ЖИВУ В МАЛЕНЬКОМ, ВЕТХОМ САРАЮШКЕ. ОКНА ОТ СТАРОСТИ ПОКРИВИЛИСЬ, ОБЛЕЗЛИ. ПОМЕЩИЦА НЕ ДАЕТ ДАЖЕ КИРОСИНОВЫЕ ЛАМПОЧКИ ,ПОЭТОМУ СВЕТ БЫВАЕТ ТОЛЬКО ДНЕМ. ВМЕСТО ЗАНАВ ЕСОК ИМЕЮТСЯ ЛИСТЬЯ ОТ БОЛЬШИХ ДЕРЕВЬЕВ. ОКНА НА НОЧЬ ЗАКРЫВАЮТСЯ ДЕРЕВЯННЫМИ СТАВНЯМИ. КОГДА МЫ РАЗВОДИМ ОГОНЬ В ОЧАГЕ, ТО ДЫМ ВЫХОДИТ ЧЕРЕЗ ОТКРЫТУЮ ДВЕРЬ ИЛИ ЧЕРЕЗ ОТВЕРСТИЕ В ПОТОЛКЕ И ПОЭТОМУ СТЕНЫ ЧЕРНЫ ОТ КОПОТИ. В ДОМЕ СТОИТ НЕСКОЛЬКО ЛАВОК ВДОЛЬ СТЕН, СУНДУК В КОТОРОМ ХРАНИТСЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА ЭТУ ОДЕЖДУ НЕ ЛЕГКО ПРЕОБРЕСТИ, ПОЭТОМУ МЫ ЕЕ ОЧЕНЬ ЦЕНИМ И ПЕРЕДАВАЕМ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЯ, ИЗ ГОДА В ГОД. В ДОМЕ ХРАНЯТСЯ ПРЕДМЕТЫ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА: КАДКИ ДЛЯ СТИРКИ, КОРЗИНЫ, РЕШЕТА И БОЧКИ ДЛЯ ВОДЫ. ГОТОВИМ ЕДУ В ЧУГУННЫХ КОТЕЛКАХ, КОТОРЫЕ МЫ ПОДВЕШИВАЕМ НА ЖЕЛЕЗНОМ ТРЕНОЖНИКЕ НАД ОГНЕМ В ОЧАГЕ. ПИТАЕМСЯ САМОЙ ОБЫКНОВЕННОЙ ПИЩЕЙ: ВОСНОВНОМ ЕДИМ КАШУ, А ТАК ИНОГДА И БОБЫ, ОВОЩИ С ГРЯДОК, КОГДА ЕСТЬ УРОЖАЙ, РЕПУ И ЗЕРНО. Я ЖИВУ С СЕМЬЕЙ, СЕМЬЯ МОЯ НЕ БОЛЬШАЯ, ОТЕЦ, МАТЬ, ДА Я. КАЖДЫЙ БОЖИЙ ДЕНЬ МЫ ОКУЧИВАЕМ ЗЕМЛЮ, КОРМИМ СКОТ, ЗАНИМАЕМСЯ ТОПКОЙ, МОЛОТИМ СНОПЫ СЕНА. КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ ОТДАЕМ ДОЛЮ ПРОДУКТОВ СВОЕГО ХОЗЯЙСТВА: ЗЕРНО, СКОТ, ПТИЦУ, ЯИЦА, САЛО, МЕД, А ТАКЖЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗГОТОВЛЕНЫЕ СВОИМИ РУКАМИ: ПОЛОТНО, КОЖИ, ПРЯЖУ ВЛАДЕЛЬЦУ ВОТЧИНЫ. ЕЩЕ МЫ ОБРАБАТЫВАЕМ ГОСПОДСКУЮ ПАШНЮ, ЧИНИМ ДОМ ФЕОДАЛА, МОСТЫ, АМАРЫ, ЧИСТИМ ПРУДЫ, ЛОВИМ РЫБУ.