новое время -- эпоха становления и развития буржуазного общества, зарождения и формирования индустриальной цивилизации. в этот насыщенный событиями период утверждались капиталистические порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались колониальные империи, и формировалась единая система мирового капиталистического хозяйства. капитализм, ориентированный на постоянные новации и прогресс служил мощным стимулом для развития общества и по своей сути противоречил духу традиционализма. в этой связи уже на рубеже xv--xvi вв. обозначилась глубокая трансформация западноевропейского общества, получившая название модернизация.
модернизация -- процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества. этот процесс имеет всеобъемлющий характер и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. модернизация включает в себя важнейшие явления -- аграрную революцию (утверждение рыночных отношений в деревне, переход от экстенсивных к интенсивным ведения сельского хозяйства); индустриализацию (механизация всего хозяйственного комплекса, создание системы машин и крупной промышленности); урбанизацию (бурный рост городов, преобладание города и широкое распространение городского образа жизни); трансформацию социальной структуры общества (утверждение типа и классового характера социальной стратификации); демократизацию политической системы (становление правового государства и гражданского общества); секуляризацию (обмирщение сознания и утверждение научного мировоззрения, освобождение общества от влияния церкви). выделяются два основных типа модернизации: органическая (первичная) и неорганическая (вторичная). отмеченным вариантам модернизационных процессов соответствует понятие «эшелонов капитализма».
Приенисейском крае xvii в., его прекрасной природе и людях, их обычаях и нравах писали многие ученые, и первые писатели того времени. это и один из вождей раскола, писатель-борец протопоп аввакум, и ученый-путешественник, молдаванин спафарий милеску, и иностранцы на службе избрант идее, бранд. так, спафарий писал боярину а. матвееву об енисейском уезде в 1675 г.: «енисейская страна вельми хороша, будто волоская земля. а река енисей, будто дунай, самая веселая и великая. и дал бог изобилие всякое, хлеба много и детев и иное всякое довольство и многолюдство». культура приенисейского края в xviii-начале xix века преобразования петра i в области культуры слабо затронули сибирь. только воеводская администрация облачилась в треуголки, форменные кафтаны, надела парики, а во времена бироновщины прицепила пудренные мукой косы. правда, все чаще стали мелькать на улицах городов мундиры гарнизонных солдат и отставных военных чинов, а с 1782 года — введенные екатериной ii чиновничьи вицмундиры. однако простому сибирскому люду еще петр i разрешил ходить в обычном платье, только бороды многие довольно быстро сбрили, а большое количество медных знаков об уплате пошлины за право их ношения так и осталось лежать многими десятилетиями в воеводских канцеляриях. всех, кто бывал в то время на берегах енисея, поражало гостеприимство и широкое хлебосольство жителей, их гордость, развитое чувство собственного достоинства, свободное, даже вольное обращение с местными властями. от других сибиряков они, по мнению путешественников, отличались особенной непокорностью и несдержанностью в гневе, а также неумеренным потреблением крепких напитков. они часто «лаяли» воевод и даже могли поднять на них руку. по всей сибири их называли «бунтовщиками», которые любят жаловаться на воевод. практицизм и житейская сметка причудливо уживались с самыми темными суевериями: вырви, открыто днем траву «волчий корень» — гром грянет, искупайся в рождественской проруби — будешь, здоров и богат. вообще, религиозное чувство у населения было развито слабо. даже церковь могла превратиться в место, где пили вино и на кулаках сводили счеты между собой. обычные народные увеселения распространились еще более, поскольку правительство петра i распорядилось их не преследовать. большой популярностью, особенно у женщин, пользовались качели в виде крепкой доски, положенной серединой на довольно высокую подставку, до уровня которой и даже выше поочередно взлетали качающиеся. «во дворе моего хозяина, как и в соседних дворах женщины качались на досках. примерно на высоте в два фута от земли была сделана подпорка, на которую была положена доска в 18—20 футов. на каждый конец становилась женщина. они начали тихо качаться, потом движения становились все сильнее, так что, в конце концов, одна подбрасывала другую вверх на 5 футов, но каждая безошибочно, с выпрямленным туловищем и сомкнутыми ногами возвращалась на свой конец доски и подталкивала другую так же высоко и еще выше себя. эта игра вначале показалась мне опасной. я спросил солдата, который меня караулил, что это должно означать. он сказал мне, что это масленичная игра и принята во всей стране.
новое время -- эпоха становления и развития буржуазного общества, зарождения и формирования индустриальной цивилизации. в этот насыщенный событиями период утверждались капиталистические порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались колониальные империи, и формировалась единая система мирового капиталистического хозяйства. капитализм, ориентированный на постоянные новации и прогресс служил мощным стимулом для развития общества и по своей сути противоречил духу традиционализма. в этой связи уже на рубеже xv--xvi вв. обозначилась глубокая трансформация западноевропейского общества, получившая название модернизация.
модернизация -- процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества. этот процесс имеет всеобъемлющий характер и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. модернизация включает в себя важнейшие явления -- аграрную революцию (утверждение рыночных отношений в деревне, переход от экстенсивных к интенсивным ведения сельского хозяйства); индустриализацию (механизация всего хозяйственного комплекса, создание системы машин и крупной промышленности); урбанизацию (бурный рост городов, преобладание города и широкое распространение городского образа жизни); трансформацию социальной структуры общества (утверждение типа и классового характера социальной стратификации); демократизацию политической системы (становление правового государства и гражданского общества); секуляризацию (обмирщение сознания и утверждение научного мировоззрения, освобождение общества от влияния церкви). выделяются два основных типа модернизации: органическая (первичная) и неорганическая (вторичная). отмеченным вариантам модернизационных процессов соответствует понятие «эшелонов капитализма».