Саки (племена) - были группой кочевых и полукочевых иранских народов, которые, исторически, населяли северную и восточную евразийскую степь и бассейн Тарима. Хотя саки тесно связаны между собой, их следует отличать от скифов Понтийской степи; но они являются частью более широких скифских культур.
Сакские захоронения свидетельствуют о том, что их культура была развита. Во-первых, захоронения уже говорят нам о религиозности населения. Более того, то, что находили в сакских захоронениях, а именно предметы первой необходимости, ценности, украшения, говорят нам о том, что они верили в жизнь после смерти. Фактически, они пытались, через качественное захоронение, обеспечить хорошую загробную жизнь для умершего человека. Во-вторых, захоронения, а именно то, что в них находили археологи, свидетельствуют о развитии ремесла в этом народе – плавки металлов, ковки, изготовления ювелирных украшений, изготовления тканей и пошив одежд. То есть, это нам показывает, что сакское общество было поделено на социальные группы по имущественному признаку. Чем богаче было сословие, тем большее количество дорогих одежд (из дорого материала) и ювелирных украшений можно было найти в местах древних захоронений.
Детские годы поэта Н. А. Некрасова на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Его отец, человек крутого нрава и деспотического характера, не щадил своих подданных. Крепостническое самодурство в те годы было распространенным явлением, но с детских лет глубоко ранило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только крепостные крестьяне, но и горячо любимая «русокудрая», «голубоокая» мать поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Ради счастья и спокойствия детей она безропотно сносила царивший в доме произвол. «Это было раненное в самом начале жизни сердце, — писал о Некрасове Ф. М. Достоевский, — и эта-то никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии». Из своего детства вынес поэт исключительную чуткость к чужому страданию.
Многие его стихотворения проникнуты глубоким состраданием к тяжелой судьбе женщины-крестьянки. Его не могли оставить равнодушным каждодневные страдания женщины от непосильной работы, от моральных унижений.
Но в то же время простая женщина предстает перед нами настоящей красавицей, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов восхищается русской крестьянкой — чистой сердцем, сильной духом, восхищается ее внутренней красотой и душевным богатством.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Она ко всякой работе привычна, умелая, ловкая, трудолюбивая. К тому же это женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Если нужно, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать», выпала и на долю Дарьи — героини поэмы «Мороз, Красный нос»:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться...
Все произведение дышит сочувствием автора к ее тяжелой женской судьбе: «здесь одни только камни не плачут...». Дарья, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни русской женщины, но не согнувшаяся и не побежденная, а сохранившая свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость, вызывает у автора чувство глубокого уважения.
Величие русского национального женского характера видит поэт в сострадательной любви, когда в тяжелом положении человек меньше всего думает о себе, о своем собственном горе.
Не о себе Дарья печется, «полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит». Даже в будущем она не может представить себя одинокой. Мечтая о свадьбе сына, она думает не о своем счастье, а о счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу, радуется его радостью. Такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на «дальних», например на усопшую схимницу, встреченную ею случайно в монастыре:
...В личико долго глядела я:
Всех ты моложе, нарядней, милей,
Ты меж сестер словно горлинка белая
Промежду сизых, простых голубей.
И собственную смерть Дарья преодолевает силой любви, распространяющейся на детей, на Прокла, на всю природу, на землю-кормилицу, на хлебное поле.
До Некрасова в литературе не было такого правдивого, глубоко прочувствованного изображения судьбы простой русской женщины-крестьянки, которой приходилось терпеть немыслимые тяготы жизни, но которая всегда сохраняла свою нравственную силу и красоту.