Культурно-исторических процессов на территории нашего края в середине и во второй половине І тыс. до н.э. исключительную роль играют материалы раскопок некрополя Берел.
Памятник получил известность, благодаря захоронениям кочевой знати и высокохудожественным изделиям в зверином стиле.
Могильник Берель насчитывает около 70 курганов. Основу его составляет несколько параллельных цепочек курганов, вытянутых в направлении с северо-запада на юго-восток.
"Большой Берельский курган", раскопанный в 1865 году В.В. Радловым, с примыкающими к нему мелкими насыпями курганов образует отдельную группу.
Учёное сообщество определило раскопки Берели в 1999 году, как «Археологическую сенсацию уходящего 20 столетия».
Некрополь Берель стал известен с 1998 года, благодаря уникальным находкам, полученным в одном из его самых крупных курганов.
В 1997 - 1999 годах в Береле работала международная экспедиция археологов казахского института в состав которой входили ученые из ряда научно-исследовательских институтов, университетов республики, Восточно-Казахстанского краеведческого музея, а также археологической миссии Франции в Центральной Азии и итальянского научно-исследовательского центра Лигабуе.
Этой группой исследователей, было обнаружено царское захоронение. Царь с царицей и тринадцать рыжих лошадей в полном убранстве покоились в Кургане более двух тысяч лет.
Курган представляет собой специальное сооружение, возведенное для погребения персоны, занимавшей самое высокое положение в социальной лестнице общества кочевых скифо-сакских племен Алтайского субрегиона.
Его устройство свидетельствует о высокой строительной культуре, архитектуре и сложных религиозных представлениях населения региона в IV - III в.в. до н. э. Главной его надземной частью является каменная наброска, сооруженная из крупнообломочного материала осыпей и валунно-галечника без мелкоземистого заполнителя, выполняющая роль аккумулятора природного холода.
В свою очередь, наличие подкурганной мерзлоты обеспечивало хорошую сохранность всего органического материала на протяжении более чем двух тысяч лет.
Древние номады не случайно выбрали этот чудесный по красоте уголок Алтая для погребения своих верховных вождей.
Долина, где расположены курганы, значительно возвышается на местности и со всех сторон окаймлена высокими горами. По мифологическим представлениям древних, горы наделены особым смыслом, так как на их вершинах обитают боги, в верхний мир уходят души предков. Местонахождение кургана в горах, на берегу реки, связывающей верхний и нижний миры, глубоко символично.
Долина и само погребальное сооружение – курган выполняли роль храма. Археологический комплекс Берел насчитывает более 100 погребально-поминальных сооружений разной величины. Древние жители возводили грандиозные усыпальницы для своих правителей, в которых тела усопших длительное время сохранялись нетленными.
В настоящее время это единственный в Казахстане памятник с подкурганной вечной мерзлотой, появившийся я благодаря деятельности древних архитекторов.
В 2016 году памятник был включен в проект областного акимата
кто и почему поддерживал восстание ивана болотникова?
восстание ивана болотникова произошло в период с 1606 по 1607 годы.
также это восстание называется крестьянской войной, руководителем котого считается иван болотников, происходящих то ли из холопов, то ли из крестьян.
восстание по началу было успешным, ведь на первых год под контролем восставших находились 70 южных городов россии.
участниками восстания были:
• крестьяне и холопы – как главная сила восставших, которая была недовольна закрепощением.
• северские казаки
• волжские, запорожские и терские казаки
• дворянство из рязани, тулы и северское
• ландскнехты были наемниками
общее количество участников – 30 тысяч человек. да, это вполне могла быть война.
если не считать наемников, то болотникова и крестьян поддержали все, кто был недоволен правлением или просто самим василием шуйским. поскольку в числе восставших мы также видим провинциальное дворянство.
что явилось причиной поражение ввоставших?
главные причины поражения сводятся к следующим пунктам:
• разрозненность движения – и крестьяне, и казаки, и даже дворянство – у них разные цели и разные требования
• правительственная армия была сильно больше
• не было никакой идеологии, кроме ненависти к василию шуйскому
• некоторые участники восстания оказались предателями – дворяне перешли в поддержку шуйского
• торопились, не давали себе отдохнуть и накопить сил
крестьянин должен много трудиться. каждое утро он встает рано и начинает возделывать землю, которая является его кормилецей. ему трудно, потому что нужно много часов работать с лопатой, граблями и другими инструментами. ему его старшие сыновья, а дочери и жена ухаживают за животными: курами, коровами и другим скотом. крестьянин должен ходить на барщину, то есть работать на феодала бесплатно. денег за этот труд ему не платят, потому что это форма налога (барщина) . на барщине крестьянин занимается тяжелым трудом: строит мосты и иные сооружения для феодала и возделывает землю, принадлежащую феодалу. еще он должен платить деньги церкви (десятина) , то есть отдавать одну десятую всего, что он вырастит у себя на земельном участке. крестьянин не умеет не читать, не писать, он безграмотен. единственной формой твочества является фольклор, придуманные частушки и , которые устно из поколения в поколения.
подробнее - на -
Некрополь Берель расположен в Казахстанском Алтае, в 7 км западнее села Берель Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области. На данный момент этот памятник единственный на территории Казахстана, где сохранились находки из органики.