Если бы я был среднестатистическим русским — наверное, за "красных".
Объясняю. "Белое движение" с момента основания страдало пороком, для политики непростительным — размытостью политических целей и задач. Что стали в виде цели перед собою "белые". Прогнать "краснопузых", передать власть Учредительному собранию. И все.
Непростительная ошибка.
Человек божий хочет знать, что даст ему новая власть, он желает подробного перечисления тех преференций, которые сия власть ему предоставит. И, желательно, скорейшего воплощения в жизнь обещаний.
Смогли реализовать "белые" хотя бы часть чаяний простого народа, крестьянства? Ведь Россия была к 1917 году все еще крестьянской страной. А что хотели крестьяне? Мира! Вернуться к сохе и плугу, кормить семью. Земли, которую они считали несправедливо отнятой у них стачкой "мироедов" и бездельных дворян. Смогли выполнить "белые" эти условия? Нет. Они все мешкали, о чем-то мутно раздумывали, обрушивали на крестьян те же самые репрессалии, что и "красные". И сами дали возможность "красным" начать исполнять на практике обещания, которые те дали. Лишь генерал Врангель стал проводить какие-то социальные реформы, но было уже поздно. Слишком поздно. "Белые" проиграли свое дело.
А что обещали "красные" и немедленно стали эти обещания воплощать в жизнь? "Земля — крестьянам, фабрики — рабочим, мир — народам." Вот так, просто и незатейливо. Приходил уполномоченный, брал в руки циркуль землемер и нарезали земли дворян поровну между крестьянами. Заключили мир с немцами. Да, позорный с точки зрения великодержавный интересов; но в том-то и все дело, что В.И. Ленин был гениальным тактиком и твердо знал, что политические обещания и договоры ровным счетом ничего не стоят при изменении внешнеполитической обстановки. Так и получилось.
Напоследок самое неприятное. Чтобы там не говорили о "запломбированном вагоне" за "красными" такого греха, как приглашение в страну иностранных интервентов, не числиться. Может, в розовых мечтах "белых" генералов и реализовывался честный сценарий отношения западных стран к новой России после окончания гражданской войны; но согласно максимам Макиавелли, славного философа, приглашенное иностранное войско всегда остается в стране и часто даже захватывает ее...
А если бы я был бы НЕ среднестатистическим русским — просто служил бы стране вне зависимости от политических пристрастий и злобе дня. А поскольку, как ни крути, победили "красные", то служил бы честно "красным".
Трагедия началась позже, в период полномасштабных репрессий и установления в России тирании. Но Россия — страна трагическая. Впрочем, трагична вся мировая история.
Летом 2019 года сразу несколько новых политических групп заявили о намерении создать партии и побороться за места в мажилисе и маслихатах. В начале 2020 года – по меньшей мере за год до предстоящих выборов – часть движений предприняла первые попытки, а другая только планировала формализовать свою структуру. Однако спустя 7 месяцев, даже после модификации закона о партиях, новые политические силы не смогли продвинуться в процессе регистрации. Vласть поговорила с активистами о том, с какими трудностями они сталкиваются, продолжат ли они пробовать регистрировать партии и какова вероятность того, что они успеют закончить с этим к выборам.
В конце мая президент Касым-Жомарт Токаев одобрил изменения в законы «О политических партиях» и «О выборах в республике Казахстан». Ключевым новшеством поправок стало двукратное снижение количества подписей, необходимых для регистрации партий – до 20 тыс. Этому решению предшествовал запрет на выдвижение беспартийных кандидатов в депутаты маслихатов. Тем не менее, Наталья Пан, исполнявшая в тот момент обязанности министра юстиции, выказала уверенность, что послабление по количеству подписей «облегчает порядок создания политических партий и положительно скажется на процессах разработки и принятия государственных решений».
Разговор о необходимости поправок в закон о партиях возник на фоне появления новых гражданских движений, состоящих из участников митингов против действующей системы госуправления и вероятных фальсификаций на «транзитных» выборах президента в 2019 году. С завершением этого электорального цикла часть возникших гражданских движений задумалась об участии в предстоящих выборах в маслихаты и мажилис. Это поставило их перед необходимостью запустить процесс регистрации партий, а также потребовать упрощения этой процедуры.
Однако первые попытки регистрации Демократической партии и движений HAQ, «Наше право», Respublika закончились безуспешно: либо министерство юстиции указывало активистам на недостаточность предоставленных ими данных, либо силовые ведомства пресекали учредительные съезды. Начавшаяся в середине марта 2020 года пандемия коронавируса и вовсе заставила большинство гражданских движений отложить регистрацию до лучших времен. Следовательно, они были вынуждены отказаться от участия в выборах. Вопреки оптимизму властей изменения в закон о партиях в новых обстоятельствах оказались бесполезны.