Черты, которые характеризуют общества Индии, Китая, Японии в 16-18 века сводятся к следующему:
Индия:• Государство было собственником всех земель в стране, так что завоеванные территории были частью земельного фонда, из которого раздавались наделы (джагиры), то есть земли держал джагирдар, но лишь временно.
• Частная собственность также существовала, но у князей, которые платили дань, и у шейхов, которые имели небольшие владения, и мусульманские богословы.
• Здесь существовала крепкая деревенская община и она платила налог государству
• Леса, пастбища, пустоши оставались в коллективном пользовании
• Общины занимались сельским хозяйством, ремеслом
• Общество делилось на 4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Каждая из этих варн включала множество каст.
Китай:• Земли были и частными, и государственными (это земли, которые конфисковали у преступников, пастбища, земли императорского дома, земли, жалованные чиновникам, участки военных поселений) + должностные поля (их давали чиновникам на время службы)
• Также существовала деревенская община, которая состояла из 100 дворов, которые были разделены по 10 дворов. Каждая община возглавлялась старостой, а группы дворов – десятскими (они контролировали сбор налогов)
• Характерной чертой общины была круговая порука (повинности одного члена общины перекладывалась на других)
• Общество делилось на привилегированные (родственники императорской семьи, титулованная знать и шэньши (чиновники, сдавшие экзамен) и непривилегированные слои.
Японий:• Вся земля находилась в собственности государства, а крестьяне и феодалы получали наделы во временное пользование
• Сильная деревенская община, имеющая самоуправление. Они были нацелены на уменьшение налогов и отмену трудовых повинностей, община контролировала уплату налогов, управляла внутренними делами и могла самостоятельно распоряжаться избыточными продуктами
• Сословная структура в СИ-НО-КО-СЁ (сюда входили воины, крестьяне, ремесленники, торговцы), а высшее положение в этой структуре занимал император, который был обожествлен и родовая знать. Еще одно высшее сословие – самураи.
Объединение русских земель под властью Московского княжества завершилось в первой четверти XVI века, когда в состав Русского, теперь уже Российского государства, вошли Северские земли (1500-1503г. г.), Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). Образование единого государства в условиях восходящей стадии развития феодальных отношений и отсутствия сколько-нибудь реальных элементов буржуазных связей повлекло за собой значительные изменения в его социальной структуре, экономическом и политическом строе.
В XVI веке в сельском хозяйстве наблюдался рост земледельческой культуры, освоение новых земель, применение новых методов сельскохозяйственного производства и распространение пашенного земледелия. Крестьянами были распаханы огромные массы земель и созданы тысячи новых поселений. На освоенных землях широко использовалась трехпольная система земледелия, и развивалась новая земледельческая культура. Наблюдался и некоторый рост продуктивности сельскохозяйственного производства.
Наряду с развитием земледелия наиболее существенным моментом в экономике Русского государства XV - XVI вв. являлся рост общественного разделения труда, что нашло свое выражение в развитии ремесла, городов и торговли. Разделение труда между земледелием и ремеслом, отделение последнего от сельского хозяйства, появление отдельных районов, специализирующихся на производстве какой-либо ведущей группы товаров (что определялось производственными и географическими условиями регионов) приводило к росту товарного обращения.
Материальной основой процесса ликвидации феодальной раздробленности и создания централизованного государства являлось постепенное преодоление экономической замкнутости отдельных русских земель и установление рыночных связей между ними. Этот процесс роста товарного обращения, усиление обмена между районами, развитие рынков и постепенное установление между ними прочных связей, стал одним из определяющих моментов экономического развития России XV - XVII в. в., причем, именно в конце XV - первой четверти XVI века были созданы важнейшие экономические предпосылки образования всероссийского рынка.
В первой половине XVI века в различных местностях страны стали появляться мелкие сельские торжки, которые охватывали население небольшого района. На основе мелких местных рынков складывались областные рынки, крупнейшими центрами которых были Новгород, Тверь, Москва.
Рост товарного производства к середине XVI века, давший возможность увеличить количество товаров, предназначенных для вывоза за рубеж, укрепление международного авторитета России содействовали развитию и внешней торговли. Присоединение Смоленска открыло удобный путь для торговли с Литвой. Завоевание Астрахани и Казани развитию торговли с прикаспийскими и среднеазиатскими рынками. Открытие англичанам Северного морского пути в Россию и организация в Англии Русской торговой компании активизировали внешнеторговые связи с Западной Европой [4].
В конце XV - первой половине XVI в. в. наблюдалась перестройка феодального землевладения, проявлениями которой стали, с одной стороны - кризис крупного боярского землевладения, с другой - интенсивное развитие землевладения монастырского и поместного. В условиях развития товарного обращения постепенно происходило разорение старинных княжеских и боярских фамилий, земельные владения которых нередко закладывались, дробились на части, а иногда и продавались. В то же время распространялась и укреплялась новая форма собственности на землю - поместье.
Товарно-денежные отношения в различных формах все глубже проникали в феодальное хозяйство, те меры, которые предпринимались средними и мелкими землевладельцами в XVI в., изыскавшими средства для своего обеспечения, видимо, больше соответствовали новым экономическим условиям, чем прежние приемы ведения хозяйства, характерные для крупных вотчинников. Потребность феодалов в деньгах заставляла повышать доходность их землевладений за счет увеличения оброков, введения собственной запашки, перевода крестьян на барщину. В конечном итоге замена натурального оброка денежной рентой, уменьшение крестьянских наделов за счет роста барской запашки, а к тому же и рост государственных налогов и повинностей вызвали тот общий подъем классовой борьбы, выражавшейся в самых различных формах: от ересей до открытых выступлений крестьян, холопов и городского населения против феодалов [4].
Понятие «Новая история» появилось в Италии в эпоху Возрождения, как элемент предложенного гуманистами трёхчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры — то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали со всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».
Понятие «Новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остаётся условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европоцентристского мира, «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.