Новому императору предстояло успокоить страну, обезопасить ее от угрозы из Степи, восстановить хозяйство и заселить опустевшие районы, но главным делом было создание прочного государства, основанного на справедливости и законе. Он выступал сторонником конфуцианского мировоззрения, согласно которому богатство, армия, крепости, боевые джонки и пушки важны, но не достаточны, ибо никогда в истории Поднебесной варвары не вторгались в пределы империи тогда, когда в государстве почиталась добродетель. Вчитываясь в исторические хроники, император особо интересовался плохими правителями, стараясь понять, какие ошибки приводят к гибели империй. Он строил государство чрезвычайными мерами и жестокими методами, но, с его точки зрения, эта жестокость находилась в русле нормальной китайской историко-политической традиции начала династийного царствования. Империи надлежало вернуться к образцам Хань и Тан, но избежать изменений, которые привели их к гибели. Жители Поднебесной вынуждены были признать новую сильную власть, выкованную в горниле освободительной войны, оттого успехи Чжу Юаньчжана были велики, а государство — прочным.
Принципы устройства возрожденной империи. Многочисленные назидания, составлявшиеся императором Хунъу, дают представление о порядках, к которым он стремился. Опору империи составлял крестьянин — пахарь, воин и налогоплательщик. Рабство и прочие виды зависимости резко ограничивались. Крестьянское землевладение вновь становилось господствующим, а позиции средних и крупных землевладельцев несколько ослабели — сказались результаты крестьянской войны, конфискации, принудительное переселение на Север. В то же время в 1368 г. верховная власть признала права «сильных домов», т. е. крупных землевладельцев, на захваченные во время восстания земли, хотя в дальнейшем препятствовала незаконным методам расширения китайских «латифундий». Кроме покупки, важным увеличения частного землевладения было освоение целинных и заброшенных земель, чему власти всячески В этом отношении государство проводило политику поощрения расширения частного землевладения. Семьи крестьян объединялись в связанные круговой порукой «пятидесятидворки» и «стодворки», старосты отвечали за сбор налогов и за поддержание порядка. Когда по сигналу общественного барабана крестьяне выходили в поле, староста должен был стоять у деревенских ворот со списком и отмечать лодырей, уклонявшихся от работы. Надлежало выделять мальчишек-поводырей для стариков и увечных, чтобы те ходили по деревне с колокольчиком в руках и призывали молодежь жить праведно, трудиться, почитать старших и чтить законы. Никто не имел права оставаться праздным в Поднебесной. С этой целью регулярно обследовались монастыри, и выявленные в результате экзаменов лже-монахи направлялись на работы. Отработочные повинности обязывались исправно нести все, но они не должны были слишком обременять хозяйства. Налоги, в основном натуральные, надо было платить регулярно всем, но размер этих налогов не превышал разумных рамок. Однако богатые области Юго-Востока, в особенности те, в которых во время войны поддержали не того претендента, подвергались тяжелому обложению, дабы богатства не скапливались в одном месте, но распределялись равномерно.
политический деятель, которому приписывают реформы государственного строя Спарты. Данные о нём в сохранившихся источниках противоречивы. Ликург принадлежал к одной из спартанских царских династий (к Агиадам или Еврипонтидам), правил в качестве опекуна своего племянника — либо Харилая, либо Леобота. Опираясь на повеления дельфийского оракула и на собственный опыт, почерпнутый, в частности, на Крите, он провёл политические преобразования: учредил или реорганизовал совет старейшин (герусию), в который начали включать царей, сделал более упорядоченной работу народного собрания (апеллы), а по некоторым данным, создал контролирующий орган — эфорат; в результате Спарта превратилась в аристократический полис с ограниченной царской властью. Некоторые древние авторы приписывают Ликургу более широкие реформы, в результате которых сформировались все социально-экономические и культурные особенности Спарты классической эпохи
В 1999 году Фондом Сорос - Казахстан был объявлен международный
конкурс для авторских коллективов на разработку двух учебных
пособий: ''История Казахстана и Центральной Азии" и "История
Казахстана: народы и культуры". Открывая этот конкурс, его
организаторы исходили из того, что каждый казахстанец должен иметь
возможность получить целостное, системное представление об
исторических процессах, которые происходили на территории
Казахстана и Центральной Азии. И если направление по истории
Казахстана в последние годы является предметом более пристального
внимания и мы имеем значительное количество изданных книг, в том
числе и учебных пособий, то история Казахстана как история народов
Казахстана и история Центральной Азии до сих пор почти не
привлекали внимания исследователей. Фонд Сорос - Казахстан решил
восполнить существующий пробел, объявив конкурс на
вышеназванные учебные пособия. Предлагаемое Вашему вниманию
издание представляет собой оригинальную работу авторского
коллектива, ставшего победителем конкурса Фонда Сорос - Казахстан,
и рекомендуется в качестве экспериментального учебного пособия для
студентов вузов и аспирантов, а также для всех интересующихся
историей Казахстана и Центральной Азии. Фонд Сорос - Казахстан с
благодарностью примет отклики и пожелания по поводу данного
издания.
Объяснение: