Портал «Богослов. Ru» публикует доклад доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина, сделанный на VII Международных образовательных Сретенских чтениях «400-летие Дома Романовых» (Хельсинки, 17 февраля 2013 г.). В данном материале предпринимается попытка рассмотреть, насколько для активных деятелей Православной Российской Церкви 1920-х гг. – времени напряженного поиска ответа на вопрос о месте Церкви в жизни народа в условиях новой богоборческой власти – была характерна приверженность монархии. Отмечая четырехсотлетие начала правления Дома Романовых в условиях приближающегося столетия его окончания, нельзя не задаться вопросом: было ли падение монархии в России результатом стечения неблагоприятных сиюминутных обстоятельств, или свержение самодержавия стало закономерным итогом исторического развития российского общества? Имела ли место кратковременная роковая вспышка народного недовольства конкретной Царской семьей, с которой вдруг стали ассоциировать все бедствия, обрушившиеся в тот момент на страну, или же вообще к февралю 1917 г. число носителей монархического сознания среди русских людей необратимо опустилось ниже того критического уровня, который был необходим для сохранения векового строя правления в России?
Со времен Римской (Византийской) Империи Православная Церковь всячески укреплению монархического сознания в народе, утверждала среди верующих представление о сакральном характере царской власти. По этой причине степень приверженности именно церковных людей монархии может рассматриваться как важнейший критерий ее внутренней жизнестойкости. Если даже в Церкви монархический строй перестает восприниматься как единственно правильный правления, то значит монархия себя исчерпала, как это ни прискорбно.
В предлагаемом докладе будет предпринята попытка рассмотреть, насколько приверженность монархии была характерна для активных деятелей Православной Российской Церкви 1920-х гг. – времени напряженного поиска ответа на вопрос о месте Церкви в жизни народа в условиях новой, по сути дела, богоборческой власти.
Сразу следует оговориться, что речь пойдет о Русской Церкви именно в России, а не в рассеянии. В русском зарубежье были те, кто заявлял о своих монархических симпатиях весьма громко. Так, в ноябре 1921 г. Русский Заграничный Собор в сербских Сремских Карловцах обратился с посланием к «чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим», в котором были такие слова: «И ныне пусть неустанно пламенеет молитва наша – да укажет Господь пути и строительства родной земли; да даст защиту Вере и Церкви и всей земле русской и да осенит он сердце народное; да вернет на всероссийский Престол Помазанника, сильного любовию народа, законного православного Царя из Дома Романовых» [1].
Тысячелетие — Жрецы-правители Тонга — Тю’и Тонга. Первая половина 1 тысячелетия — Заселение Микронезии из Индонезии. Середина 1 тысячелетия — Кодификация текста «Авесты» в Персии. Середина 1 тысячелетия — Возникновение в Западном Судане государств Гана, Мали (Меле) , Сонгаи, Борну. V век — Возникновение племенного союза буртасов в Среднем и Нижнем Поволжье. V век — Флот Пэкче на время овладел областью Ляоси и Тайванем. V век — Перенесение столицы Линьи в Индрапуру. Вторая половина V века — первая половина 6 века — Борьба Силлы и Пэкче с Когурё. Ослабление Пэкче и Когурё и усиление Силлы. Вторая половина V века — Гегемония в японском племенном союзе переходит к племенной группе Ямато. V век — Возникновение городов майя в долине реки Уомасинты — Йашчилан, Паленке, и на крайнем юге Юкатана — Копан и Киригуа. V век — На восточное побережье Юкатана произошло «малое нашествие» . Сюда пришли выходцы из городов у озера Петен-Ица. V век — Тольтеки создают свою цивилизацию в долине Мехико с центром в городе Теотиуакане. V—VI века — Заселение островов Западной Полинезии. Рубеж V и VI веков — В центре северной части Юкатана основан город Чичен-Ица. Конец V века — падение Западной Римской империи. VI век — Образование герцогства Бавария. VI век — Образование первого католического аббатства (бенедиктинского) в Монтекассино (Италия) . VI век — Царь Кашмира Праварасена. VI век — Образование государства Алоа (юг современного Судана) , VI век — Образование государства Срок-Кхмер (Ченла) . VI век — Заселение островов Центральной Полинезии. VI-VII века — Заселение Соломоновых островов, островов Фиджи и Тонга и Новой Каледонии. Ок. 600-1200 — Цивилизация Тиауанаку около озера Титикака. Вторая половина VII века — Завершение христианизации англо-саксов. На Аравийском полуострове зарождается ислам. VII век — Образование в Западной Македонии княжества Склавиния. VII век — Образование в Нижней Мезии «Союза семи славянских племен» . VII век — Поселение в Среднем Поволжье тюркоязычных племен булгар. Подчинение буртасов Хазарскому каганату. Вторая половина VII века — Тибет присоединяет районы в Средней Азии и Западном Китае. Восточно-тюркский каганат. 609-619 — правление тюркского кагана Шиби, при котором тюрки отстояли независимость от Суйского Китая. 620-630 — правление кагана Хели, при котором тюрки совершили 67 походов против Китая. Но податной гнет и восстание ряда покоренных племен привело к полувековой зависимости от Китая. 631 — Восточные тюрки освободились от зависимости от Китая. 711-712 — Тюрки дошли до Сырдарьи, где впервые столкнулись с арабскими завоевателями Средней Азии. VII век — Образование царства Шривиджайя в восточной части Суматры со столицей в Палембанге. VII век — Жители Чичен-Ицы покинули город и переселились в юго-западную часть Юкатана. VII-VIII века — В бассейне реки Менам (Таиланд) образуются государства монов Дваравати (в нижнем течении) и Халипунджайя (в верхнем) . VII век — Заселение Новой Зеландии из восточной Полинезии. Открыл острова Купе, который назвал ее Аотеароа («Земля длинного белого облака») . VII-XIV века — Заселение Гавайских островов. Возникновение города Царицына в конце 16 века Официальная дата возникновения Царицына 1589г. , но в исторических документах мы находим сведения, что военное укрепление на Царицынском (Сарпинском) острове появилось ещё задолго до этого. А в 1589г, по указу царя Фёдора была построена сторожевая крепость, которая и дала начало городу. Здесь мы приводим выдержки из исторических документов:
Отмечая четырехсотлетие начала правления Дома Романовых в условиях приближающегося столетия его окончания, нельзя не задаться вопросом: было ли падение монархии в России результатом стечения неблагоприятных сиюминутных обстоятельств, или свержение самодержавия стало закономерным итогом исторического развития российского общества? Имела ли место кратковременная роковая вспышка народного недовольства конкретной Царской семьей, с которой вдруг стали ассоциировать все бедствия, обрушившиеся в тот момент на страну, или же вообще к февралю 1917 г. число носителей монархического сознания среди русских людей необратимо опустилось ниже того критического уровня, который был необходим для сохранения векового строя правления в России?
Со времен Римской (Византийской) Империи Православная Церковь всячески укреплению монархического сознания в народе, утверждала среди верующих представление о сакральном характере царской власти. По этой причине степень приверженности именно церковных людей монархии может рассматриваться как важнейший критерий ее внутренней жизнестойкости. Если даже в Церкви монархический строй перестает восприниматься как единственно правильный правления, то значит монархия себя исчерпала, как это ни прискорбно.
В предлагаемом докладе будет предпринята попытка рассмотреть, насколько приверженность монархии была характерна для активных деятелей Православной Российской Церкви 1920-х гг. – времени напряженного поиска ответа на вопрос о месте Церкви в жизни народа в условиях новой, по сути дела, богоборческой власти.
Сразу следует оговориться, что речь пойдет о Русской Церкви именно в России, а не в рассеянии. В русском зарубежье были те, кто заявлял о своих монархических симпатиях весьма громко. Так, в ноябре 1921 г. Русский Заграничный Собор в сербских Сремских Карловцах обратился с посланием к «чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим», в котором были такие слова: «И ныне пусть неустанно пламенеет молитва наша – да укажет Господь пути и строительства родной земли; да даст защиту Вере и Церкви и всей земле русской и да осенит он сердце народное; да вернет на всероссийский Престол Помазанника, сильного любовию народа, законного православного Царя из Дома Романовых» [1].