Поэтический рассказ о событиях Куликовской битвы, в отличие от документального "Сказания", дан в другом памятнике древнерусской литературы — "Задонщине". Повесть посвящена победы русских войск над монголо-татарскими полчищами. Фактический материал автор черпал из летописной повести, а литературным образцом ему служило "Слово о полку Игореве" – он использовал поэтический план и художественные приемы "Слова". В повести сопоставляются события и настоящего. В этом проявляется, по словам Д. С. Лихачева, пафос исторического замысла. Борьба с половцами здесь осмысливается как борьба за национальную независимость.
- Крестьянская реформа: Впервые об освобождении крестьян от крепостной зависимости император Александр ІІ заявил в 1856 году в речи, произнесенной перед московским дворянством. Стала знаменитой его фраза о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». Это означало, что не только общественные деятели, но и правящие круги пришли к мысли о необходимости проведения реформ. В январе 1857г. под председательством Александра ІІ начал работать Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Однако, тот факт, что обсуждение во будет проходить в полной секретности, вызвало недовольство дворян. Тогда было принято решение о создании губернских комитетов по выработке мер «по улучшению быта помещичьих крестьян», деятельность которых освещалась в печати. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задачей было создание единой правительственной линии в деле освобождение крестьян. Однако среди членов Комитета не было общего мнения по поводу сроков и содержания реформы. Изначально предполагалось, как это было сделано Александром І в Прибалтике, освободить крестьян без земли. Но такая мера привела бы к социальному взрыву, так как крестьяне ждали не только воли, но и земли. В марте 1959 г. при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии, которые возглавили сторонники либерального варианта решения аграрного во граф Я.И. Ростовцев и товарищ министра внутренних дел Н.А. Милютин. В обязанности Комиссий входили сбор и обобщение всех проектов реформы, разработанных губернскими комитетами. Ряд конкретных вариантов был заимствован из этих проектов. К октябрю 1860 г. в Главный комитет поступили обобщенные Редакционными комиссиями проекты реформы, в которых определялись размеры крестьянских наделов и повинностей. Но Комитет внес свои изменения – еще больше сократив размеры наделов и увеличив размер повинностей. 17 февраля 1861 г. проект реформы был утвержден Государственным советом. 19 февраля Александр ІІ подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Они вступали в силу после опубликования, которое состоялось через две недели после подписания. Манифест и «Положения» касались нескольких основных во личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная операция. -Личное освобождение: С момента опубликования «Положений» крестьяне получали личную свободу и общегражданские права. Они переходили в разряд «свободных сельских обывателей» Крестьянин мог иметь движимое и недвижимое имущество и свободно им распоряжаться, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Освободившись от личной опеки помещика, крестьянин мог вступать в брак по своему желанию, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства и переходить в сословия мещан и купцов. Но вместе с тем крестьянство было единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и подвергалось телесным наказаниям.
Просвітництво — це цивілізаційно-культурна течія періоду переходу від традиційного до індустріального суспільства. Інтелектуальні представники її проповідували соціальну та політичну емансипацію третього стану (міщан і селян); встановлення "царства розуму", заснованого на природному рівноправ'ї людей, політичній свободі і громадянській рівності; ставили за мету поширення знань: дати народу освіту і "просвітити" монархів відносно змісту "істинного" людського суспільства. Тим самим новітні постулати спричинили надлам старої феодальної організації.
Ідеї Просвітництва справили такий величезний вплив на всі напрямки духовного життя європейського суспільства, що дали назву новій культурно-історичній добі. До речі, згадувана епоха, на відміну від попередніх, сама дала собі ім'я: термін "просвітництво" використовують ідеологи Просвітництва — Вольтер і Гердер. Остаточно закріпила цей термін у науці стаття І. Канта "Що таке Просвітництво?" (1784р.).
За часом доба Просвітництва — це середина XVII — XVIII ст. Ідеї Просвітництва проростають спочатку в Англії, потім у Франції, пізніше — в Німеччині, Італії та в інших країнах Європи. Розвиток європейської культури так чи інакше відбувався під знаком ідей Просвітництва. Але найчисленніший, збагачений яскравими талантами загін просвітителів сформувався у Франції: саме звідсіля, несучи на собі печатку французького генія, ідеї Просвітництва поширилися по всій Європі.