Сциентизм, или научная картина мира, представляет собой комплекс научных открытий, гипотез и теорий во всевозможных сферах развития и бытия человечества, а также окружающего его мира и Вселенной в целом. В истории выделяют три основные группы направлений научного подхода к восприятию мира, которые радикально отличаются друг от друга.
Самая первая из них – Аристотелевская. Сформировалась примерно в VI-IV века до н. э. Основными положениями данной системы было определение собственно науки как обособленной формой изучения и восприятия человеческой жизни. Также началось разделение между естественными и точными науками. Были сформулированы определенные нормы научного знания.
Вторая система появилась с фундаментальными открытиями в физике. Это Ньютоновская революция XVI-XVIII веков. Главным прорывом для человечества стал переход к гелиоцентрической модели. До этого считалось, что центром Вселенной является Земля и все планеты вращаются вокруг нее. Были открыты основные законы механики, математики, стремительно развивалась астрономия. Работы и открытия Коперника, Галилея, Декарта пришлись именно на этот период.
Третья, и пока что последняя форма научного восприятия мира была сформирована в XIX-XX веках. Открытия Альберта Эйнштейна перевернули многовековые представления о материи. Открытие атома и микромира, изучение электромагнитных волн стали неоценимым вкладом в прогресс.
Помимо научной картины мира существуют также религиозная, философская, художественная и смешанные формы.
Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места.
Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.
Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской), но вышеуказанные особенности (отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития) были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.
Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община,сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.
В Древнем Китае, например, основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии (цзун), которые объединяли несколько сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в Древней Индии.
Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.
Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще в IV-III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.