В начале 20 века в долине реки Инд были открыты древние поселения и города, которые существовали уже в 3 тысячелетии до н. э. Самые большие города этой цивилизации — Мохенджо-Даро и Хараппа.
Главные здания этих городов находились на «цитадели» — высоком «кремле», огороженном стенами. Ниже цитадели находился город, разделенный на прямоугольные кварталы широкими (до 10 м) улицами. В нижних этажах домов устраивались комнаты, в которых люди мылись; отсюда были выведены трубы на улицу, где были проложены водостоки из обожженного кирпича. Такой совершенной системы городских водостоков не знала ни одна древняя цивилизация.
Письменность Мохенджо-Даро до сих пор не разгадана. Единственными свидетелями до сих пор остаются руины городов, древние печати с вырезанными на них письменами и прекрасные статуэтки. К середине 2 тысячелетия до н. э. города пришли в упадок, большие благоустроенные дома исчезли. Может быть, города подвергались нападениям воинственных соседей.
Во второй половине 2 тысячелетия до н. э. в Северной Индии расселились племена ариев (арийцев). Арии говорили на языке, принадлежащем к индоевропейской семье языков, в которую сейчас входят многие народы Европы и Азии. Все основные сведения о жизни и культуре этой эпохи мы получаем из Вед — священных текстов древних ариев. Среди ариев, по преданию, особенно выделялось племя бхаратов. «Бхарата» — название Индии, сохранившееся и теперь. Первые арии еще не строили городов; главным их занятием было разведение скота — количество голов скота было у них главным мерилом богатства и благополучия.
Во главе арийских племен стояли вожди — раджи. Все население было разделено на варны. Три варны были высшие. Жрецы-брахманы молились, воины-кшатрии сражались, земледельцы и ремесленники (вайшью) обрабатывали землю и торговали. В четвертую варну входили слуги-шудры, а остальное население считалось неприкасаемыми-чандалами и находилось вне варн.
В 4 веке до н. э. самым сильным из многочисленных мелких царств в Индии стало царство Магадха и его правители из династии Маурья. Первым царем этой династии был Чандрагупта, по легенде встречавшийся с самим Александром Македонским.
Самым знаменитым царем из Маурьев был Ашока, покровитель буддизма. Ашока строил и украшал города, его дворец прославился сказочной роскошью.
При наследниках Ашоки могучая держава Маурьев распалась. Северные территории Индии входили в греко-индийские и индо-скифские царства, затем в кушанскую империю. И только в 4 веке почти вся территория Индии была объединена под властью царей из династии Гупт.
Время правления Гупт считается «золотым веком» в истории Индии. Именно тогда была введена десятичная система исчисления и цифры, которыми мы пользуемся и сейчас. Проделав длинный путь в Европу они получили название «арабских». Построенная мастерами в начале 5 века многотонная железная колонна в Дели стоит и до сих пор, практически не тронутая коррозией. После нашествия гуннов-эфталитов в 5 веке государство Гупт разделилось на ряд мелких государств.
В правление Гупт буддизм в Индии приходит в упадок, и окончательно оформляется основанный на древних ведических верованиях индуизм. Богов в индуизме очень много, но Вишну, Шива и Брахма всегда были на первом месте. Почитание божеств в индуизме включает многочисленные обряды, которые совершаются и поныне. К изображению божества приносят пищу, гирлянды цветов, зажигают и раскачивают светильники.
Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812—1829 гг. предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 г. После 1830 г. в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог. Пароход Саванна Роберт Фултон в 1807 году построил первый в мире пароход «Клермонт» , который совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. В 1819 году американский пароход «Саванна» впервые пересек Атлантический океан, однако бо́льшую часть пути корабль под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вс движителя. Лишь в 1838 году (через 19 лет после «Саванны» ) английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов. [править] Связь Первый электрический телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Впоследствии электромагнитный телеграф был построен в Германии — Карлом Гауссом и Вильгельмом Вебером (1833), в Великобритании — Куком и Уитстоном (1837), а в США электромагнитный телеграф запатентован С. Морзе в 1837 году.
Наиболее ярко и продуктивно в культурном отношении процессы формирования нации во Франции, которая вплоть до конца 19в. сохраняла культурную гегемонию в Европе. Французский национализм, развиваясь в первоначально этнически относительно разнородной стране, всегда акцентировал культурное единство французов, основывался на философии рационализма, выдвигал разнообразные обобщенные политологические и социальные концепции, т. е. стремился абстрагироваться от своих и любых иных этнических корней. Даже положительный пример Англии, идейное подражание Британскому образцу в 18в. было по большей части «выдумано» самими французами, является их собственной заслугой, а не действительным влиянием английской культуры.
Наконец в 1789г. во Франции от имени и по поручению французской «нации» случилась Великая революция, и ценой 80 лет регулярных гражданских войн и беспощадного террора к концу 19в. формирование французской нации было завершено.
Великая французская Революция была настоящей Националистической революцией. Странно, что ее так не воспринимают, ибо национализм был буквально ее знаменем (разумеется, национализм французский) . Лозунг “Свобода! Равенство! Братство! ” именно что националистический, ибо только Национализм претендует на полное без изъятий его воплощение. Любая из либеральных доктрин (либертарианского или социалистического толка) какую-нибудь из частей указанной триады склонна ограничить. Отметим, что французский национализм зиждется на приоритете французской культуры, признании ее национального превосходства.
Германия развивалась под сильным французским культурным влиянием, немцы заимствовали блистательную французскую бюрократию времен расцвета абсолютизма Людовика XIV (Пруссия в первую голову) . Однако немецкий национализм формировался в иных условиях: в отличие от Франции для Германии была характерна относительная этническая общность при политической разобщенности страны. Поэтому французский национализм апеллировал, прежде всего, к политико-экономическому единству нации (культурному, упрощенно говоря) , а немецкий – к этническому (кровно-расовому, опять же утрируя) . Окончательно как нация немцы сформировались за время от Бисмарка до Гитлера [I.3].
Любопытно отметить, что с XIX в. велись разговоры о сомнительности отнесения немцев к европейцам. То есть, конечно, формально немцы “европейцами” признавались, но настоящие ли они? Тут были сомнения. Сомнения, понятно, мучили “подлинных культурных европейцев” - французов и англичан. У немцев возникал комплекс неполноценности перед “Европой”, желание попасть в клуб избранных Цивилизованных народов. И что характерно, что после Гитлера эта темы была снята. Видимо, камрад Фюрер на счет немцев всем все доказал.
самый первый университет был в ней