Одним из последствий государственной децентрализации Киевской державы, усиленным батыевым погромом, стало разобщение древнерусских территорий, когда Южная и Западная Русь попали под власть Литвы. Некогда единый русский народ разделился на три ветви — великороссов, украинцев и белорусов. Разрыв культурных и политических связей между частями прежде единого целого вел к консервации некоторых диалектных и обрядовых особенностей, хотя осознание духовно-этнической общности не оставляло потомков древних русичей и в условиях взаимоизолированности.
Присоединение западнорусских земель к Литве началось во второй трети XIII века при великом князе Литовском Миндовге. В период правления Гедимина и его сына Ольгерда территориальные приобретения Литвы продолжались. В ее состав вошли Полоцкое, Витебское, Минское, Друцкое княжества, Турово-Пинское Полесье, Берестейщина, Волынь, Подолье, Черниговская земля и часть Смоленщины. В 1362 году под власть литовского князя был приведен Киев. Коренная Литва окружалась поясом подвластных ей русских земель которые составили 9/10 всей территории образовавшегося государства, простиравшегося от Балтийского до Черного моря.
Русское культурное влияние в новом государстве пользовалось подавляющим преобладанием, подчиняя господствующую в политическом плане народность — литовцев. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и в официальном делопроизводстве господствовал русский язык. Литовской письменности в то время не существовало вовсе.
Вплоть до конца XIV века русские области, присоединяясь к Литве, не испытывали национально-религиозного гнета. Строй и характер местной жизни сохранялся, потомки Рюрика оставались на своих экономических позициях, мало потеряв и в политическом плане, поскольку государственный строй Литвы носил федеративный характер. Великое княжество Литовское являлось скорее конгломератом земель и владений, чем единым политическим целым. До некоторых пор русское культурное влияние в Литовско - Русском государстве усиливалось по нарастающей. Гедиминовичи обрусевали, многие из них принимали православие. Налицо были тенденции, ведущие в сторону складывания нового своеобразного варианта русской государственности на южных и западных землях бывшей Киевской державы.
Ворота со скрипом распахнулись, и мы с моим родителем оказались на монастырском дворе. Три года назад случился неурожай. Семья наша сильно бедствовала. Тогда-то мой отец и пошел на поклон к руководителю монастыря - аббату. Так все мы: и отец с матушкой, и брат с сестрой, и сам я – оказались - мирянами людьми монастыря. Мерный звон колокола прервал мои воспоминания. Мимо нас мирно обитатели монастыря - монахи. Они возвращались из трапезной, где вкушали пищу. Жили они в крохотных спальнях - кельях. Монахи славились своим благочестием. Неустанно возносили они молитвы Господу, замаливая грехи людей. К монахам можно было обратиться в случае болезни. Они давали приют странникам. Была в монастыре и особая мастерская для переписки рукописей - скриптории. Чтобы выгрузить дрова, мы отправились на хозяйственный двор. Здесь располагались мастерские, амбары, конюшни, птичники. Монастырь был известен на всю округу. Как-то раз сюда приезжал главный епископ области - архиепископ с большой свитой. В нашей деревне говорили, что он только что вернулся из Рима, где встречался с папой. Но в монастырь мы попадаем не так уж часто. Зато каждое воскресенье ходим слушать проповеди, с которой выступает священник нашей церкви. Достойный священнослужитель с главной христианской книгой - Библией - в руках учит нас Божьим заповедям.