После Реформации церковная служба стала вестись на понятном и родном языке. С одной стороны служба стала понятна для всех, с другой, люди осознали свою принадлежность к какой-либо нации, обострилось понятие "свой-чужой", и именно тогда зародились истоки национализма. Такое научное открытие, как изобретение огнестрельного индивидуального оружия, изменило психологию воина. Если раньше в бою сходились враги "глаза в глаза", что требовало и серьёзной нравственной позиции, и в схватке побеждал действительно сильнейший, то теперь достаточно было просто, издалека пальнуть в безликого врага. А это уже гораздо меньше ответственности. Именно тогда человек был объявлен венцом творения, царём природы.
В период раннего Средневековья наука о природе утратила то значение, которое она играла в Античности. Она стала рассматриваться либо символически, либо в аспекте её практической по-лезности. Ибо безусловной реальностью для христианской теологии является только Бог, а изуче-ние творения имело смысл с точки зрения постижения всемогущества Творца. Августин Блажен-ный писал о том, что «проповедывание научных познаний – суета мирская». Естественнонаучному познанию отводится второстепенное место по сравнению с познанием Бога и души. Если внимание привлекается к природным явлениям, то они выступают в качестве символов, указывающих на другую реальность. Не случайно Средневековье не только не даёт но-вых научных программ, но поначалу утрачивает тот высокий уровень научного мышления, благо-даря которому в эпоху Античности появились первые научные программы. В христианской традиции существует три источника знания: опыт, разум и Откровение. Но-вым здесь является Откровение, причем статус всех трех - разный. Абсолютным авторитетом яв-ляется именно Откровение.