В период боярского правления (1538 – 1547 гг.) характерной чертой политики Московского государства стала борьба клановых организаций из рода знатных за воздействие на великого князя, за значимое место в Думе, в командовании армиями.
Многочисленные родовые группы вели к превосхождению междуфамильных счетов над сословными интересами, не давали возможности боярам образовать прочный политический класс, который смог бы бороться отстоять свои государственно-политические интересы. Это полностью показал период боярского правления.
После смерти Елены Глинской (1538 г.) правление государством временно перешло к Боярской Думе. Главную борьбу вели между собой группировки Шуйских и Бельских, сопровождающуюся беззакониями, разграблением государственного имущества. Однако в 1543 году в борьбу вмешивается царь Иван 4 Грозный. Он приказал убить главу временного правительства - князя Шуйского, власть опять перешла к Глинским.
За годы боярского правления в государстве ослабла центральная власть, усилились бесконтрольность кормленщиков. Летом 1547 года на почве недовольства народом правящими группировками, произошло Московское восстание, в результате были разворованы усадьбы Глинских. Но у боярского правления были и положительные последствия, например, губная реформа. По ней от наместников к специально выбранным представителям местных дворян передавали данные о разбоях и воровстве. Это было сильным шагом к реорганизации управления на сословно-представительных началах.
В общих чертах итоги боярского правления носили все же негативный характер. Оно привело к усилению социальных противоречий и ослаблению международных позиций Русского государства. Казанское ханство заняло враждебную позицию по отношению к Русскому государству, отношения со странами Европы застыли на месте.
При Елизавете I была значительно усилена королевская администрация, упорядочено финансовое ведомство. Англиканская церковь, как умеренная форма протестантизма, утвердилась в качестве государственной религии. Она была полностью подчинена государству и стала важной опорой абсолютизма. Елизавета поощряла развитие новых производств, привлекала в страну искусных мастеров-эмигрантов, покровительствовала торговым компаниям. При ее поддержке Московская компания утвердилась на русском рынке, Эстляндская - на Балтике, Берберийская - в Африке, Левантийская - на Ближнем Востоке, Ост-Индская - в Индии; были основаны первые английские колонии в Америке: поселение на острове Роанок и Виргиния, названная так в честь королевы-девственницы. Но в аграрной сфере проводимая Елизаветой традиционная для Тюдоров политика запретов на огораживания и поддерживания землепашества шла вразрез с интересами так называемого "нового дворянства". При Елизавете I были приняты новые жестокие законы против бродяг и нищих.
Конфликт с Испанией и расходы на оборону привели в 1580-1590-х годах к росту налогов. Средством пополнения государств военного бюджета Елизавета сделала частные монополии на производство и торговлю, которые, как и налоги, к концу 16 века вызвали недовольство торгово-предпринимательских кругов. Демонстрируя свою готовность советоваться с парламентом и используя его для популяризации официальной политики, Елизавета в то же время запрещала депутатам затрагивать вопросы престолонаследия, церковного устройства и финансовой политики, считала их исключительной прерогативой короны. На этой почве в 1590-х годах зародился конфликт королевской власти и парламента, в котором стали высказываться требования углубления Реформации, отмены монополий и облегчения налогов. К концу правлении Елизаветы I английский абсолютизм стал превращаться в тормоз для дальнейшего развития страны. Начавшиеся при Елизавете выступления в защиту парламентских привилегий, против абсолютной власти короны стали прологом для последующей борьбы парламентской оппозиции с абсюлютизмом при первых Стюартах. Политическая мудрость королевы проявилась в удачном выборе министров, фаворитов и государственных деятелей, преданно служивших короне и Англии (У. Берли, Ф. Уолсингем, У. Рэли, Р. Девере, граф Эссекс, У. Сесил) . Похоронена в Вестминстерском аббатстве в капелле Генриха VII.