ответ:Основой экономики русских земель в ХIV—XV вв. оставалось сельское хозяйство. Его развитие было затруднено тяжелыми природно-климатическими условиями. Преобладающая форма землепользования, трехполье, избавляла крестьян от постоянных переселений с места на место в поисках новых запашек, однако не позволяла поднять урожайность основных культур (ржи, ячменя, овса) выше черты бедности. На один посеянный мешок зерна крестьянин обычно собирал от 1,5 до 3 мешков. Такая низкая урожайность сводила до минимума так называемый «прибавочный продукт», то есть «излишек», который можно было забрать у крестьян в качестве оброка в пользу государства и частного землевладельца. В итоге и государство, и правящий класс вынуждены были соблюдать строгий «режим экономии», а крестьяне — проводить жизнь в постоянной борьбе за выживание. Эта ситуация во многом предопределила и характер российского государства, и менталитет русского крестьянина.
Поземельные отношения в русской деревне в XIV — первой половине XV столетия. существенно изменились. Общей тенденцией стало быстрое развитие частной собственности на землю при сохранении общинного землевладения крестьян. Правящий класс домонгольской Руси существовал главным образом за счет «кормлений», то есть поборов с населения за исполнение административных, судебных и военных функций на определенной территории. Теперь же важным (а в некоторых регионах — главным) источником доходов аристократии становятся вотчины — наследственная земельная собственность, которая оставалась за боярином, даже если он переезжал на службу к другому правителю.
В Новгородской земле, где власть находилась в руках бояр, процесс перехода государственных земель в частную собственность шел очень быстро. Ко второй половине XV столетия только девять процентов всего земельного фонда осталось в руках государства. В Северо-Восточной Руси великокняжеская власть не спешила с «приватизацией» и сохранила за собой основной массив земли. Отношения вотчины и государства были здесь существенно иными. Жившие в вотчинах крестьяне не освобождались от уплаты дани в казну, а вотчинники имели весьма ограниченный судебный иммунитет. Управление государственными («черными») землями осуществляли поставленные великим князем бояре кормленщики. – Источник: https://histnote.ru/selskoe-xozyajstvo-na-rusi-v-xiv-xv-vekax
ответ:В 1913 году Байтурсынов сумел воплотить в реальность мечту, которую вынашивал давно, – он становится организатором и редактором первой общенациональной газеты «Казах». Старейшина современных писателей Галым Ахмедов справедливо отмечал в своем воспоминании, что нужна была неутолимая воля и энтузиазм Ахана, чтобы буквально на пустом месте начать выпускать национальную газету в Оренбурге. Благодаря неутолимому труду Байтурсынова А. Букейханова, М. Дулатова газета «Казах» заняла особое место в истории освободительного движения казахского народа.
В одном из номеров газеты Байтурсынов так раскрывает свое кредо: «Мой идеал – повышение материального положения казахского народа, по возможности, его культуры, его развития – я готов поддерживать то правительство, которое обеспечит эту цель»
Газета «Казах» и его редактор сделали многое для становления литературного казахского языка, очищения его от излишних напластований из языка фарси, арабских, и чагатайских оборотов и выражений. Выполняя свою гуманную миссию просветителя, Байтурсынов в своих статьях сеял зерна знаний и свободомыслия.
Во время национально – освободительного движения 1916 г. Байтурсынов вместе с Букейхановым и М. Дулатовым обратился с воззванием к казахскому народу с призывом к успокоению, подчиниться указу царя от 25 июня 1916 г. о мобилизации казахов на тыловые работы, не оказывать сопротивления царским властям поскольку это грозит «сильным разорением хозяйства» местного населения. Все же, когда национальная интеллигенция не смогла удержать волну народного гнева и возмущение масс вылилось в мощное восстание, он не отвернулся от восставших, он остался со своим народом. По свидетельству его современника, писателя С. Сейфуллина «он не делил казахский народ на богатых и бедных, в равной мере защищал всех, их честь и совесть».
Простой народ воспринимал его как своего руководителя в борьбе экспансионистской политической царской России.
Он жаждал освободить свой народ о великодержавного гнета и потому Февральскую революцию 1917 г принял с большим воодушевлением. После падения самодержавия он занимал пост члена Торгайской областной управы заместителя ) областного комиссара Временного правительства А. Букейханова. В апреле 1917 г в Оренбурге под председательством Байтурсынова проходил Торгайский областной съезд (курылтай) казахов, важнейшим решением которого было постановление о созыве всеказахского съезда
Б) Политическая деятельность Байтурсынова
Наименее изученной частью биографии Ахмета Байтурсынова является его политическая деятельность в 1917-1919 гг. Историки лишь в последнее время стали внимательно исследовать его жизненный путь в этот период. « С конца 1917 г по 1919 г работал в Алаш –Ордынский отганизации » – этой предельно лаконичной фразой ограничивается А. Байтурсынов в автобиографий 4 июля 1924 г.
Надо отдать должное, советская власть не жалела сил для развития просвещения. Особое внимание уделялась девушкам – казашкам. В 1930-31 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, в 1931 года – в районах с кочевыми населением. Огромное влияние на ускорение культурного процесса оказали многие деятели национальной интеллигенции. И те годы огромной популярностью пользовались созданные А. Байтурсыновым учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 20-годы несколько изданий. 20-30-е годы стали периодом становления науки и в Казахстане. Крупным центром изучения истории, этнографии, экономики края и естественных наук стало Общество изучения Казахстана. «В работе естественно- географической, этнографической и историко-археологической секций общества принимали участие видные ученые С. Асфендияров, А. Затаевич, К. Жубанов, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов, А. Якубовский и др».
И можно только сожалеть, насколько полнее развивались бы казахская наука и литература, если бы не сталинские репрессии 30-х годов. Ими были подвергнуты М. Дулатов, Ж. Аймауытов и А. Байтурсынов якобы за участие в подпольной организации, руководимой М. Дулатовым.
Объяснение: