Салическая правда среди варварских судебников.Основным источником права в раннем Средневековье были правовые обычаи, так называемое «народное», общинное право. Принятие христианства варварскими народами и распространение письменности появлению записей таких обычаев. Как правило, письменная фиксация обычного права проводилась по инициативе королевской власти. В результате появились варварские правды – судебники, составленные на основе правовых обычаев и судебных прецедентов разных народов Европы, германских, кельтских и славянских. Самые ранние среди германских правд: Вестготская правда короля Эриха V в. (сохранилась фрагментарно); Бургундская правда короля Гундобада конца V – начала VI вв.; Салическая правда короля Хлодвига I того же времени. В VII–VIII вв. появились редакции Рипуарской, Аламаннской и Баварскойправд. В VIII – начале IX вв. «государевы посланцы» Карла Великого записывают тексты Фризской, Тюрингской и Саксонской правд. Издавались и другие варварские судебники. Для всех варварских правд, как правило, были характерны: отсутствие строго определенной системы в изложении правовых норм, символизм юридических процедур, влияние старых архаических представлений родового общества. Нормы права в большинстве случаев носили казусный характер, регулировали ограниченный круг правоотношений. В основном они касались сферы уголовного и процессуального права, отчасти относились к регулированию отношений собственности и семейно-родового быта. Большая часть частноправовых отношений в них не затрагивалась.
В использовании правд в раннее время действовал принципперсональности права. Нормы права применялись с учетом этнической принадлежности лица. Вне зависимости от местона-хождения салического франка судили по Салической правде, бургунда – по правде Гундобада, вестгота – по правде Эриха. К римлянам применялись нормы римского права. В империи Каролингов использовался уже территориальныйпринцип. Действие единых норм права (обычно варварской правды) распространялось на определенную область Империи, без учета этнической принадлежности ее отдельных жителей.
Изменилось мнение популяции о собственности. Если раньше такой вещи как частная собственность просто не существовало, то теперь можно было владеть чем угодно. Люди все чаще приобретали средства производства, и появлялись владельцы заводов и других предприятий. Раньше всеми средствами производства владело государство, равно как и многими другими вещами. В руках государства находился и весь общественный транспорт.
Теперь же людям можно было владеть чем угодно, если у них были деньги. Если были финансы, то можно было купить все – от грузовика до целого завода. Таким образом средства производства сосредоточились в руках народа, и рынок зависел не столько от государства, сколько от народа.
Раньше была плановая экономика, которая была менее эффективной, чем рыночная. Пока государство перестраивало все заводы на просторах СССР на производство одного товара, популярным становился другой товар. Неповоротливость такой схемы сделала плановую экономику неэффективной.
Всем, и правительству в том числе, стало очевидно, что рыночная экономика эффективнее плановой. Кроме того, в СССР произошли необратимые изменения и началась перестройка, и в таких условиях было невозможно что-либо корректировать или изменять.