Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему было больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов. Иногда отправлялись подивиться на какого-нибудь экзотического дикого зверя. Одни искали тишины и покоя, другие — шумных, неистовых развлечений. Одни удалялись на отдых из города в деревню, к себе в поместье, а иных манили к себе соблазны больших городов.
Впрочем, поездки за город требовали целого дня, а то и нескольких дней. Случалось же, что выпадали только свободные часы и надо было уметь правильно их использовать, чтобы расслабиться и развлечься. Такие часы можно было посвятить игре в мяч, которой римляне предавались еще охотнее, чем греки. Играли и взрослые, и молодежь. Гораций (Сатиры, I, 5), описывая, как он вместе с Вергилием, Варием и другими сопровождал Мецената до города Брундизий, вспоминает, что Меценат как-то отправился играть в мяч, у самого же поэта болели глаза, и он не принимал участия в игре. Зато в другой сатире он рассказывает, как ему завидовали, когда он играл с Меценатом или вместе с ним смотрел на игру:
Объяснение:
Данные письменных источников свидетельствуют о том, что в VII—VI вв. до н.э. на территории Узбекистана проживали такие народности, как согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, саки и массагеты, являвшиеся одними из древних предков узбекского народа. Многочисленное земледельческое население проживало в долинах Зарафшана и Кашкадарьи. Эта территория называется по-разному: Сугда («Авеста»), Сугуба (Бехистунская надпись), Согдиана (труды Арриана, Страбона, Курция Руфа). Население, проживавшее на этой территории, называлось согдийцами.
Другим оседлым земледельческим народом, жившим в низовьях Амударьи, были хорезмийцы. Их страна называлась Хваризам («Авеста»), Хваразмиш (Бехистунская надпись), а в трудах Арриана и Страбона — Хорасмия.
Ближайшими соседями согдийцев были бактрийцы, жившие на территории, в которую входили долина Сурхана, север Афганистана и юг Таджикистана. Письменные источники называли её Бахди («Авеста»),
Запомните!
Согд находился в долинах Зарафшана и Кашкадарьи, Хорезм - в низовьях Амударьи, Бактрия - в долине Сурхан-дарьи, Северном Афганистане и Южном Таджикистане.
Развитие экономики в VII-VI вв. до н.э.
Главным занятием населения Хорезма, Согдианы и Бактрии в это время было земледелие, основанное на искусственном орошении. Немаловажную роль в жизни общества играли ремесло и торговля. На раскопках поселений найдены высококачественная гончарная посуда, изделия из железа и бронзы. Основным занятием кочевых племён саков и массагетов было скотоводство. Они держали большие стада верблюдов, лошадей и овец. Из кожи животных шили обувь, головные уборы и одежду, а также изготавливали палатки. Эти изделия кочевники продавали оседлому земледельческому населению, которое, в свою очередь, имело тесные торговые и культурные связи со странами Востока. Таким образом шёл взаимообмен между оседлым и кочевым населением Средней Азии.
В результате развития ремесла и торговли в VII—VI вв. до н.э. шёл быстрый процесс развития ранних городов, которые укреплялись мощными оборонительными стенами и становились центрами ремесленного производства и торговли.
Как же выглядели ранние города Узбекистана? Археологами тщательно изучены руины таких древних городов, как Афросиаб (Самарканд), Узункыр в долине Кашка-дарьи, Кюзелигыр в Хорезме, Кызылтепа в долине Сурхандарьи и других.