европейская (версальская) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений государств-победителей (главным образом, великобритании и франции) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (австрия, венгрия, югославия, чехословакия, польша, финляндия, латвия, литва, эстония).
оформление нового мирового порядка в европе было осложнено российской революцией и хаосом в восточной европе. государства-победители, игравшие основную роль в выработке условий версальского договора, преследовали различные цели. для франции основное значение имело максимальное ослабление германии, что позволяло закрепить французскую гегемонию в европе и обезопасить её восточные границы. великобритания и сша были более заинтересованы в сохранении равновесия сил в европе, что заставляло их в большей степени учитывать интересы германии, которую в условиях распада австро-венгрии, революции в россии, общего национально-революционного подъема и действенной большевистскойпропаганды можно было использовать в качестве стабилизирующего фактора в центральной и восточной европе[1].
в итоге версальские договорённости стали компромиссом между этими крайними позициями за счёт побеждённых, что предопределило становление массовых коммунистических партий и реваншистскую направленность внешней политики германии. при этом и франция пытались использовать новые государства, возникшие в европе, как против большевистской революции, так и против германского реваншизма
вашингтонская система, распространяющаяся на азиатско-тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже не была универсальной, поскольку в число её субъектов не были включены и китай, которые могли бы стать гарантами от японского экспансионизма в сотрудничестве со сша и великобританией. нестабильность вашингтонской системы обуславливали неопределённость политического развития китая, милитаристский внешнеполитический курс японии, изоляционизм сша и пр.
вашингтонская конференция (ноябрь 1921 — февраль 1922) была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем.
в ходе конференции было установлено новое соотношение сил на дальнем востоке, в основе которого лежало партнёрство великих держав на базе консенсуса по военно-морским проблемам, взаимных гарантий региональных интересов и общих принципов политики в китае. равновесность системы закреплялась новой ролью японии, которая была вынуждена отказаться от союза с великобританией и ограничить свои притязания в китае и россии, но получила гарантии военно-морской безопасности и, таким образом, оказалась в роли основного гаранта вашингтонской системы международных отношений
особенности
закрепление лидерства сша, великобритании и франции в новой системе, фактически давшее им право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования её принципов. другие победители (такие, как италия) остались на втором плане.политическая изоляция сша от европейских дел. сша после провала «14 пунктов» в.вильсона самоустранились от решения политических проблем в европе, избрав в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе воздействие. план дауэса (1924 а также в известной мере план юнга (1929 продемонстрировали степень зависимости стран европы от сша, которые к 1918 году стали основным кредитором, хотя до начала первой мировой войны сами являлись должником европейских стран.образование ряда новых суверенных субъектов международных отношений в европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы способствовала развитию кризисных процессов.создание лиги наций — инструмента сохранения статус-кво в системе международных отношений. этот инструмент, фактически подконтрольный франции и великобритании, оказался, однако, неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций.мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в .для версальско-вашингтонской системы характерной была определённая асинхронность трансформационных процессов в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что, в свою очередь, приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.
Священные быки имели особые приметы. Так, Апис должен был быть черного цвета с определенными отметинами на лбу - в виде треугольника, а на спине - похожими по очертанию на летящего скарабея и на летящего же коршуна. Подобные отметины сделаны и на статуэтке Аписа. Апис жил при храме Птаха в Мемфисе, здесь же в особом помещении жила и корова, родившая данного Аписа. После смерти Аписа искали нового быка и когда находили такое животное, которое отвечало всем требуемым условиям, его торжественно провозглашали Аписом. Умерших Аписов бальзамировали и хоронили в больших каменных саркофагах в вырубленных в скале гробницах.
Культ Аписа был связан и с культом Осириса: оба бога считались воплощением сил плодородия, в обоих отразилось поклонение Нилу и луне
Египтяне поклонялись священным животным. При одном из храмов в Мемфисе содержали большого черного быка с белой отметиной на лбу. Его звали Апис. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бык умирал. Жрецы тогда подыскивали нового Аписа. В искусственном озере содержали ручного крокодила по имени Сёбек. Его кормили отборной пищей, вешали золотые серьги, а на передние лапы надевали кольца. Археологи находят в песках Египта целые кладбища священных кошек, крокодилов, быков, похороненных по особым правилам.
Священный бык Апис
изображен идущим, между его рогами - диск с уреем, на спине - попона. Белки глаз инкрустированы электром. Горова и бык, были одними из наиболее почитаемых в древнем Египте животных. Бык был первым человека в труде: на быках пахали, быки молотили, быки же везли египтянина в его «дом вечности» - на кладбище. Мясо, молоко, шкуры крупного рогатого скота играли существенную роль в хозяйстве египтян. Отсюда понятно, что люди во многих местах долины Нила издревле поклонялись быку и корове. Почитание быков, как и все культы животных в Египте, корнями своими восходит еще к периоду родового строя. Бык воспринимался как олицетворение силы и плодородия. Позднее, с развитием общественных отношений, почитание быков в рабовладельческом Египте было слито в различных местностях с культами тех богов плодородия, которые приобретали в данном центре господствующее положение. Быки при этом стали считаться душами таких богов, т. е. их земными воплощениями. Апис стал считаться душой мемфисского Птаха, Мневис - гелиопольского Ра, Бухис - бога Монту в Гермонтисе