Секрет изготовления папируса был потерян и только в 20 векe он был вновь открыт доктором Рагабом, который и основал сеть мастерских, разбросанных в наши в дни по Египту, в которых производят сам папирус и картины, являющиеся как копиями древних росписей, так и современное искусство.. Для изготовления папируса берется нижняя, более толстая часть стебля тростника. Снимается верхняя, жесткая часть, из которой вполне можно изготовить корзину, сандалии (кстати - жрецам полагалось носить сандалии ТОЛЬКО из папируса) или лари, для хранения тех же папирусов. Сочная, рыхлая сердцевина тростника разрезается на продольные полоски нужной величины (не более полуметра) . Тонкие полоски укладываются на гладкую поверхность в притык. Сверху на нее кладется поперек второй слой таких же полосок. При мне мастерица переплетала эти слои, но некоторые источники показывают, что это делать необязательно. И вот эту сплошную "кладку" из двух слоев укладывают под пресс - например, плоский камень. И несколько дней ждут, пока из растения под тяжестью выделится клейкое вещество, которое и скрепляет между собой эти полоски намертво и без всякой химии! После этого все неровности по краям обрезают, поверхность покрывают тонким слоем клея из муки, чтобы чернила в будущем не расплывались, материал просушивают на солнце, разглаживают и получают тонкий желтоватый лист похожий на бумагу. Кстати - цвет папирусной бумаги - светло желтый или темный, почти коричневый - зависит не от времени существования самого папируса, а от времени, проведенного под прессом! 3-4 дня - и у вас светлый папирус. Больше - темный. Папирус берегли: часто старые записи аккуратно смывались, листок высушивался, и затем опять использовался. Когда листок папируса исписывали до конца, к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Поскольку папирус при складывании мог сломаться - для хранения книгу сворачивали в свиток.
Брали кору снимали с ее внутренней стороны пленку,аккуратно доставали такие длинные тонкие полосочки,складывали сеточку,придавливали камнем,оно высыхает на солнце и получался папирус
Положительные: 1) трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны, заселяя и осваивая эти прежде неразвитые окраины древней Руси. 2) каждый князь, получив в постоянное владение часть русских земель, стремится к их благоустройству – строит новые города, поощряет развитие земледелия, ремесла, торговли; 3) в русских княжествах складывается система вассалитета, когда мелкие землевладельцы находятся на положении подданных и слуг, а не родственников и соправителей князя; 4) наблюдается активность общественной жизни. Отрицательные: 1) разорение населения из-за бесконечных княжеских межусобиц; 2) возрастание внешней опасности, возможность полного порабощения русских земель иноземными захватчиками.
Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла. Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города. Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно полно. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и Сырдарье дали яркие и выразительные материалы, которые позволяют представить характер жилищ ранних кочевников, их интерьер, проследить эволюцию керамики и ее основные типы, узнать об орудиях труда и оружии этих племен. Основными типами жилищ ранних кочевников является юрта. Другой тип жилья - большая повозка, запряженная быками и верблюдами. Внутри она застилалась коврами и кошмами, в зависимости от состояния владельца. Шерстяные ткани были местного производства, шелковые привозили из Китай в обмен на скот. Таким образом, несмотря на сильное желание современных историков видеть их оседлым, городским народом, гунно-усуньские этносы I тысячелетия до нашей эры были в основной массе кочевыми скотоводами. В периферии кочевого мира были оседло-земледельческие оазисы, служившие в качестве зимовок - поселений. Некоторые из таких поселений имели вид укрепленных городищ. Таковы гуннские поселения в Сибири, укрепленное поселение Чигу у усуней, городища Актобе, Кокмардан и другие у кангюев. Римский историк Приск оставил описание ставки Аттилы в Паннонии. По его словам, она была подобна «обширнейшему городу» - «площадь дворца опоясывалась громадной оградой, ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего весь варварский мир, подобное обиталище предпочитал он завоеванным городам» . Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества - мавзолеи типа «дын» : Козы-Корпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней - насыпные курганы. Во всех районах обитания кангюйских племён около поселений располагались могильники. Мужчин хоронили с оружием - кинжалами, мечами, с луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус. На территории расселения кангюев и усуней обнаруживается высокоразвитое гончарное дело. В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг. Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль) . В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом. Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.
Папирус берегли: часто старые записи аккуратно смывались, листок высушивался, и затем опять использовался. Когда листок папируса исписывали до конца, к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Поскольку папирус при складывании мог сломаться - для хранения книгу сворачивали в свиток.