В 1492м году, 31 марта, испанский король Фернандо и королева Изабелла издали указ, согласно которому все евреи, не желавшие принять христианство, обязаны были в короткий срок покинуть страну (сперва до конца июля того же года, затем продлили до конца августа). Реальной причиной была не только их религиозная принадлежность, но и концентрация в их руках огромного капитала, недвижимости, а следовательно, и власти. При этом евреям не разрешалось вывозить из страны золото, драгоценности, времени на продажу было очень мало. Кроме того, была огромная конкуренция между самими евреями, вследствие того, что все стремились в краткий срок все продать. Некоторым удавалось осуществить перевод за границу посредством банков. Среди евреев, которые не пожелали уезжать, были и такие, которые якобы принимали христианство, но на деле продолжали исповедовать иудаизм. Их преследовала инквизиция, несмотря на скрытность обрядов, их все же было нетрудно вычислить - наказывали штрафами, заключением под стражу, а также сожжением на костре. В результате страна в начале этого процесса лишилась огромного количества действительно талантливых людей, коммерсантов, банкиров, ремесленников. Основное количество еврейских беженцев впоследствии оказалось в странах Северной Европы (в том числе Германии), а также в Османской империи.
Спор о Святых местах Спор о Святых местах В 1851 произошло обострение отношений в Палестине (из-за ключей от Вифлеемского храма – исихазм.ру) и новое столкновение интересов европейских держав в Стамбуле. Далее последовали: меморандум русского посла, комиссия, созданная турецким султаном для решения вопроса, послание Николая 1 султану с угрозой разрыва дипломатических отношений (в сентябре 1851 г). созыв новой, «более объективной» комиссии… Наконец, в феврале 1852 г. долгожданный фирман султана с хаттишарифом. Фирман подтвердил status quo Святых мест, но султан сделал уступки и католической церкви: она получила ключи от храма Рождества в Вифлееме, которые раньше были только у греков и армян, а также право богослужения у гробницы Богородицы в Гефсимании. Ни одна сторона была полностью не довольна фирманом: Россия задержала своего посла в отпуске в Петербурге, понизив ранг дипломатического представительства до поверенного в делах, а посол Франции Лавалетт прибыл из отпуска в Стамбул на французском военном корабле, нарушив тем самым Лондонскую конвенцию 1841 г. о статусе проливов, чтобы заявить решительный протест своего правительства. Спор о Святых местах перерос, таким образом, в крупный международный конфликт. В декабре 1852 г. французская обновленная паровая эскадра прибыла с визитом к берегам Средиземного моря, а из Петербурга отправилось чрезвычайное посольство в Турцию во главе с князем А.С. Меньшиковым, одновременно приводились в боевую готовность 4-й и 5-й армейские корпуса в Бессарабии. Посольство должно было заставить Турцию признать не только права Православной церкви на Монастыри Греции и Палестины, но и особые права России на защиту христианского населения Османской империи (т.е. примерно 12—14 миллионов человек)» причем не только в религиозных, но и в светских вопросах.
Свободных крестьян к 12 веку в западной европе почти не осталось. но все они были несвободны по-разному. один работал на барщине несколько дней в году, а другой - несколько дней в неделю. один ограничивался небольшими подношениями сеньору на рождество и на пасху, а другой отдавал около половины всего урожая. наиболее тяжёлым было положение лично зависимых (сервов ) крестьян. они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. они обязаны были платить сеньору за право всупить в брак или унаследовать имущество умершего отца. права крестьян несмотря на обилие повинностей, средневековые крестьяне, в отличие от рабов эпохи древнего мира или крепостных xvi-xix вв. , имели и определенные права. западноевропейский крестьянин не был исключен из системы права. если он исправно выполнял повинности, господин не мог отказать ему в пользовании земельным наделом, на котором трудились поколения его предков. жизнь, здоровье и личное имущество крестьянина охранялись законом. сеньор не мог казнить крестьянина, продать или обменять его без земли и отдельно от семьи и даже произвольно увеличивать крестьянские повинности. с развитием централизации в крупнейших европейских странах, начиная с xii-xiv вв. , судебное решение сеньора лично свободные крестьяне могли обжаловать в королевском суде.