Таким образом вышло бы, что все государство, все классы населения крестьянам приобрести ту землю, в которой они нуждаются. В этом участвовали бы все плательщики государственных повинностей, чиновники, купцы, лица свободных профессий, те же крестьяне и те же помещики. Но тягость была бы разложена равномерно и не давила бы на плечи одного немногочисленного класса 130 000 человек, с уничтожением которого уничтожены были бы, что бы там ни говорили, и очаги культуры. Этим именно путем правительство начало идти, понизив временно проведенным по 87 статье законом проценты платежа Крестьянскому банку этот более гибкий, менее огульный, чем тот повсеместного принятия на себя государством платежа половинной стоимости земли, которую предлагает партия народной свободы. Если бы одновременно был установлен выход из общины и создана таким образом крепкая индивидуальная собственность, было бы упорядочено переселение, было бы облегчено получение ссуд под надельные земли, был бы создан широкий мелиоративный землеустроительный кредит, то хотя круг предполагаемых правительством земельных реформ и не был бы вполне замкнут, но виден был бы просвет, при рассмотрении вопроса в его полноте, может быть, и в более ясном свете представился бы и пресловутый вопрос об обязательном отчуждении.
Пора этот вопрос вдвинуть в его настоящие рамки, пора, господа, не видеть в этом волшебного средства, какой-то панацеи против всех бед. Средство это представляется смелым потому только, что в разоренной России оно создаст еще класс разоренных в конец землевладельцев. Обязательное отчуждение действительно может явиться необходимым, но, господа, в виде исключения, а не общего правила, и обставленным ясными и точными гарантиями закона. Обязательное отчуждение может быть не количественного характера, а только качественного. Оно должно применяться, главным образом, тогда, когда крестьян можно устроить на местах, для улучшения пользования ими землей, оно представляется возможным тогда, когда необходимо: при переходе к лучшему хозяйства — устроить водопой, устроить прогон к пастбищу, устроить дороги, наконец, избавиться от вредной чересполосицы. Но я, господа, не предлагаю вам, как я сказал ранее, полного аграрного проекта. Я предлагаю вашему вниманию только те вехи, которые поставлены правительством. Более полный проект предлагалось внести со стороны компетентного ведомства в соответствующую комиссию, роли бы в нее были приглашены представители правительства для того, чтобы быть там выслушанными.
Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!«
КОНТЕКСТ. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 г. не смогла решить главную внутриполитическую проблему России — аграрный вопрос. Крестьянское малоземелье, сохранение поземельной общины, а также выкупные платежи — вот главные причины «застоя» сельскохозяйственного производства. С начала ХХ в., в связи с обострением внутренней ситуации в стране, он приобрел не только экономическую, но политическую актуальность, став важнейшей предпосылкой революции 1905-1907 гг. Решить эту проблему взялся новый министр внутренних дел П.А. Столыпин, назначенный на этот пост в июне 1906 года — в разгар событий первой русской революции.
9 ноября 1906 года вышел указ Николая II «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». Каждый крестьянин получал право выхода из общины и закрепления надельной земли в личную собственность. Он мог также потребовать сведения всех своих земельных участков в одно место с переносом усадьбы (хутор), либо без него (отруб). Закон был утвержден Государcтвенной Думой и обнародован царем 14 июня 1910 г., когда проведение реформы уже шло полным ходом. Составляющими аграрной реформы явились также деятельность крестьянского банка и политика переселения. Однако проведение реформы не было доведено до конца.
Начавшаяся в 1914 г. мировая война привела к прекращению проведения реформы. Именно поэтому она так и не смогла разрешить комплекс противоречий в деревне, а политическая цель Столыпина — создать в деревне крепкий слой крестьянских частных собственников, которые бы стали надежной опорой правительства, так и не была достигнута.
На рубеже XIX-XX веков в российском высшем обществе было широко распространено мнение, что все русские товары, произведения искусства, научные достижения являются второсортными и не идут ни в какое сравнение с западными аналогами, а единственное, что у нас могут сделать более-менее качественно – скопировать зарубежную разработку.
Простой народ не разделял такую позицию и всеми силами пытался доказать обратное. Известно множество сказок и повестей, в которых рассказывается о блестящих победах русских мастеров, проявляющих недюжинную находчивость и смекалку, над иностранцами.
В 1881 году Николай Лесков издал свой знаменитый сказ «Левша» , который повествует о тульском мастере, который помимо того, что сумел для микроскопической железной блохи, сделанной на Западе, выковать подковы, так еще каждую из них обозначил своим фирменным клеймом.
Фраза «подковать блоху» вышла именно из этого замечательного сказа. Сейчас так говорят про умельцев высококлассно справиться с самой сложной задачей.
2. "Галопом по Европам"
Данный фразеологизм возник в качестве насмешки и издевательства над многочисленными туристами, которые в XIX веке огромными толпами осуществляли путешествия по так называемым заграничным местам, причем делали они это настолько быстро, что им даже не удавалось насладиться природной красотой и колоритом. Но в дальнейшем они так расхваливали все «увиденное» , что все только диву давались.
Также в 1928 году великий писатель Максим Горький в одном из своих выступлений также использовал данное выражение, что еще больше закрепило его в простом народе. Ну и сегодня его часто используют в богеме общества, которая также хвалится своими познаниями мира и многочисленными путешествиями по всему миру.
3. "Живота не жалеть"
В древнеславянских языках слово «живот» значило «жизнь» . И если говорили: «Он за других свой живот положил» , то имели в виду, что человек пожертвовал жизнью. Но употреблялось это слово и в других значениях, например, «животы» обозначало домашнюю скотину или движимое имущество. Поэтому фразеологизм «живота не можно рассматривать в двух смыслах: пожертвовать жизнью или своими пожитками.
4. "Дойти до ручки"
I. Это выражение означает совсем опуститься. А в чём же его смысл? Что значит “дойти до ручки“? Для этого надо совершить небольшой экскурс в русскую историю – в старые времена калачи выпекались изрядных размеров и несли их за тонкую часть – ручку. Так как ручку несли грязными руками, её выбрасывали, а подбирали её собаки и нищие. То есть человек, который “дошёл до ручки” морально совсем опустился… Это выражение означает совсем опуститься. А в чём же его смысл? Что значит “дойти до ручки“? Для этого надо совершить небольшой экскурс в русскую историю – в старые времена калачи выпекались изрядных размеров и несли их за тонкую часть – ручку. Так как ручку несли грязными руками, её выбрасывали, а подбирали её собаки и нищие. То есть человек, который “дошёл до ручки” морально совсем опустился…
II. В былые времена существовала такая неквалифицированная и низкооплачиваемая работа: крутить ручку какого-нибудь станка с мускульным приводом. Естественно, кроме вконец опустившихся бомжей на эту работу никто не шел.