Принято считать, что слова этой задушевной украинской песни народные. Например, об этом прямо указывается в песенном сборнике Н. Кольцова, изданном в Москве в 1955 году тиражом 200 тыс. экз. Следует согласиться, что по своему духу это музыкально-поэтическое творение является глубоко народным произведением хрестоматийного уровня. Однако, как это ни удивительно, слова и музыкальное воплощение песни имеют конкретных авторов. Об этом мне и хочется поведать читателям.В частности, слова этой «народной песни» принадлежит выдающемуся украинскому поэту-романтику Михаилу Николаевичу Петренко (1817-1863). Впервые они были напечатаны в 1841 году в Харькове в украинском альманахе «Сноп» под названием «Недоля» и с эпиграфом М. Ю. Лермонтова: «В минуту жизни трудную теснится в сердце грусть…»О поэзии М. Н. Петренко критик-современник отзывался так: «поэзия настоящая, поэзия, которая перекликается с Пушкиным и Лермонтовым». — «Так это же настоящая жемчужина украинской поэзии! Смотри, друже, не забывай своего таланта!» — воскликнул Т. Г. Шевченко, когда автор прочитал ему один из вариантов своего стиха «Дивлюсь я на небо…» при их первой встрече в селе Лихвин на Лебединщине (ныне Сумская обл.) в июне 1859 года. И Тарас Григорьевич собственноручно переписал понравившиеся строки в свой альбом. Впоследствии это дало повод приписать Кобзарю авторство стихов. Смотрю я на небо и тихо мечтаю:Зачем я не сокол, зачем не летаю?Зачем, щедрый боже, ты не дал мне крыл?Надзвёздные тайны я все бы открыл.Взлетел бы к тебе я, подальше от света,Искать утешенья, томясь без привета,Душой обновиться в сиянье лучей,В раю твоем, скрытом от смертных очей.Суровая доля меня не голубит,Как мачеха сына чужого не любит,А люди… не видел я ласки от них…Кто в мире лелеет детей неродных?Одно только горе со мною, как прежде;Не верю я счастью, не верю надежде;Влечет меня сердце в святые края;Далекое небо — отчизна моя.От жалкой юдоли, окутанной мглою,От муки гнетущей минутку однуВ облетели тихой твоей отдохну.Но где же, кто скажет, взять крыльев могучих —От слёз поскорее умчаться горючих,С орлами в лазури витать голубой,Навеки простившись с печальной судьбой?
22 мая славяне отмечают языческий праздник конца весны и начала лета - Ярило Мокрый, Троян. На смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог (славянские языческие боги) . В этот день Бог Троян побеждает Черного Змея. По поверьям, Троян явился воплощением триединой мощи Сварога-Перуна-Велеса, соединивших силы для борьбы с порождением Чернобога - Черным Змеем. В этот день принято поминать предков, мастерить обереги, посвящать юношей в воинов. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба - из-под земли вода идет» , «Придет Свят Дух - будет на дворе, как в печке» . Согласно поверьям, с этого дня всякая нечисть боится огня, а роса на утро праздника - священна и целебна.
Среди главных - внутренние противоречия между элитарными и эгалитарными тенденциями в развитии казацкого общества. интересы казацкой старшины и знати всегда становились поперек интересов и стремлений рядового казачества, мещан, крестьян. хмельницкому надо было кардинально обновить все ветви власти. кстати, в современном украинском обществе такая попытка реализовалась во внедрении политической реформы, которую власть хочет отменить. начало руины связывают с гетьманством юрия хмельницкого, слабого, нерешительного, непрофессионального политика и государственника, не способного к взвешенным конструктивным решениям и действиям, который постоянно находился под влиянием собственного окружения и был заложником его интриг. не менее важная причина руины - отсутствие у правящей верхушки четких политических целей, а также соответствующих методов и инструментов всеми слоями общества. вопреки тому, что гетманы, старшина, духовенство уже имели определенный опыт государством, пути и методы достижения своих целей они избирали не всегда те, к которым стремился простой народ и которых требовали интересы государства. а уже отсутствие единодушия и согласия среди правящей верхушки довершили свое дело. не следует забывать и о вмешательстве некоторых заинтересованных стран во внутренние дела украины (польши, турции и россии) . украина пережила немало горя, но эпоха руины - чуть ли не самый ужасный период. и то, что сегодня украина стоит на пороге новой руины в модернизованном варианте, - следствие некомпетентной и неразумной деятельности власти.
стихов.
Смотрю я на небо и тихо мечтаю:Зачем я не сокол, зачем не летаю?Зачем, щедрый боже, ты не дал мне крыл?Надзвёздные тайны я все бы открыл.Взлетел бы к тебе я, подальше от света,Искать утешенья, томясь без привета,Душой обновиться в сиянье лучей,В раю твоем, скрытом от смертных очей.Суровая доля меня не голубит,Как мачеха сына чужого не любит,А люди… не видел я ласки от них…Кто в мире лелеет детей неродных?Одно только горе со мною, как прежде;Не верю я счастью, не верю надежде;Влечет меня сердце в святые края;Далекое небо — отчизна моя.От жалкой юдоли, окутанной мглою,От муки гнетущей минутку однуВ облетели тихой твоей отдохну.Но где же, кто скажет, взять крыльев могучих —От слёз поскорее умчаться горючих,С орлами в лазури витать голубой,Навеки простившись с печальной судьбой?