Александрия была основана Александром Великим в 331-332 году до н. э. после завоевания им Египта и названна в его честь. История ее появления изложена в многочисленных и часто противоречивых свидетельствах из разных античных источников.
По одной из легенд Александр начертил план нового города, насыпав основные линии зерном, поскольку у него под рукой не оказалось мела. Некоторые авторы упоминают стаи птиц, которые слетелись к ногам великого полководца и склевали зерно. Спутники Александра истолковали это как хороший знак: новый город будет процветать и кормить многие народы. По сведениям Псевдо-Каллисфена, на территории будущего города располагалось 16 египетских деревень, из которых значительным было лишь поселение Ракоте или Ракоти (коптско-саидский rakote, бохайрский rako+ - "основанное богом Ра"), где уже при фараонах Саисской династии (VII-VI вв. до Р. Х.) селились греки. Впоследствии это имя носил один из кварталов (греч. ῾Ρακῶτις), а египтяне называли так сам город
Хонгорай (древнекыргыз. «горностепной народ», хакасс. Хоорай, также Конгурей) — раннегосударственное образование (по другим данным родо-племенной союз), существовавшее в Южной Сибири с историческим центром в районе Минусинской котловины с конца XIV века по начало XVIII века. Его основным этническим элементом были енисейские кыргызы. Население называло форму правления Хонгорая словом толай, то есть этноплеменная конфедерация. Русские называли эту территорию Киргизской землицей.До XIV века Минусинская котловина находилась под контролем Монгольской империи. Но после падения в 1368 году государства Юань, монгольская империя, раздираемая междоусобной борьбой, потеряла контроль над этой территорией. В конце XIV века киргизы в борьбе против восточных монголов объединились в союз с ойратами, заняв в нём главенствующее положение. Предводитель киргизского тумена в Ойратской федерации Угэчи-кашка в 1399 году дал своему племенному союзу название «Хонгор» или «Хонгорай»
В первой половине XVII века Хонгорай попал в вассальную зависимость от монгольских Алтын-ханов. В 1667 году джунгары под предводительством Сенге вторглись на территорию Хонгорая и разгромили войско Алтын-ханов. С этого времени Хонгорай стал вассалом Джунгарского ханства. Туда назначался джунграрский наместник, которому от имени джунгарского контайши поручалось «всею Кыргызскою землею владеть». Джунгарский наместник жил в Алтырском улусе. Его урга (ставка) располагалась на реке Ниня. Население Хонгорая должно было уплачивать дань (албан) джунгарскому хану и оказывать ему военную .
Этнополитическое объединение Хонгорай, относилось к раннегосударственному образованию с неразвитой формой общественных институтов. В то же время по мнению С.В. Бахрушина, у кыргызов не было государственности, поскольку господствовали патриархально-родовые отношения[2].
Для решения государственных дел собирался большой съезд — «чыын» представителей всех четырёх улусов Хонгорая. Например, на съезде 1627 г. присутствовало 700 человек. На этом съезде решающий голос принадлежал киргизским князьям. Съезд избирал старшего по возрасту «лучшего» князя, которому вручалась верховная власть. Таким образом, государственное устройство у южносибирских киргизов было близко к выборной монархии или аристократической республике. Киргизские князья, стоявшие во главе улусов, носили титул «бег» (пиглер). Их было в разное время от 50-100 до 300 человек и они были между собой в родственных отношениях. Каждый из них имел свое знамя. В XVII в. многие беги под влиянием монголов и джунгаров приняли для себя монгольские титулы (тайша). Среди киргизских князей были освобожденные от уплаты албана за особые заслуги перед джунгарскими ханами. Они имели титул тархан (тарган). При беге были «яргучи» («чаргыцы» — судья), осуществлявшие суд по нормам обычного права. Исполнением княжеских приказов и сбором албана занимались «чазоолы» — т. е. есаулы. В ведении каждого чазоола находилось примерно 40 юрт. Для записи размера собранной дани использовались деревянные бирки «кирик», где наносились особые цифровые знаки. Киргизы также, вероятно, имели свою письменность, которую применяли в делопроизводстве. Например, в 1701 г. при заключении мира с Русским царством князья составили договор «за их татарским письмом». К началу XVII в. в делах Красноярской канцелярии накопилось кыргызских «одиннадцать писем, которые писаны на бумаге, да одно письмо на бересте, а подлинно оных писем перевесть на русское письмо в Красноярске некому»Население Минусинской котловины разделялись на «хасха соок» — «белую кость» (киргизы), и «пора соок» — «серую кость». К «пора соок» относились кыштымы (кистимнер), то есть вассальные племена и роды. Каждый хонгорайский улус владел определенными «кыштымскими урочищами». Кыштымы в трудные годы получали в долг скот, различную одежду и утварь. За это они платили дань киргизам. Для обеспечения сбора дани с кыштымов применялась система заложничества. Если кыштымы полностью не выплачивали дань, то в залог забирались их жены и дети. Основную массу населения среди киргизов составляли харачы или «улусные люди». Господствующее положение занимали чайзаны или «лучшие люди», которым принадлежали крупные стада скота. Каждый бег, стоявший во главе улуса, имел от 500 до 1000 кыштымов, а самые последние чайзаны, как свидетельствовали русские документы XVII в. владели «ясачными людьми с их промыслами по сороку человек и болши». Чайзаны собирали дань со своих кыштымов обычно соболями или бобрами, иногда железными изделиями, предметами вооружения, продуктами питания. Иногда чайзаны брали кыштымов в свои улусы для отработки. В хозяйстве чайзанов работали пастухи и хулы, которые в русских документах именовались холопами. В основном ими были закабаленные бедняки. Обычно чайзаны кочевали вместе со своими родственниками и улусными людьми, которые составляли отдельные княжеские аймаки, называемые в русских источниках также улусами.
Культура Руси 16-го века (кратко)
Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16-го в. С размахом велось строительство, развивались архитектура, живопись и литература.
Архитектура
В 15-16-м вв. строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном зодчестве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.
Архитектура Руси 16-го в. была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.
Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Василия Блаженного в Москве (1555-1560). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов Древней Руси) шатровому стилю.
Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.
Живопись
К живописи 16-го в. в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.
Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая». Икона создавалась в честь взятия Казани, она трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского Кремля чувствовалось влияния Запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.
Типография
В 16-м в. на Руси появилась первая типография, началось книгопечатание. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, книги могли быть напечатаны, хоть их стоимость и превышала рукописную работу.
Первые книги напечатаны в 1553-1556 гг. «анонимной» московской типографией. Первое точно датированное издание относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол».
Литература
Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия, стимулировали идейную борьбу, которая расцвету публицистики. Литература Руси 16-го в. включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», содержащий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).
Мода
В 16-м в. на Руси простая по крою и форме одежда бояр приобрела необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали образу пышность и величавость.
На огромной территории Руси проживали разные народы, поэтому одежда различалась в зависимости от местных традиций. Так, в северных регионах государства женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника, а в южных - из рубахи, кички и юбки-поневы.
Общим нарядом (усредненным) можно считать рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм: длинная рубаха из домотканого полотна (до середины бедра или до колен), порты (узкие и плотно облегающие ноги). При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.