Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам. Цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим понятием – КАЛОКАГАТИЯ - совокупность «добродетелей», куда включалась красота внутренняя (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела). Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего – мужчины. До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13—14 лет -они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом соревновательности – АГОНИСТИКА – личное превосходство (индивидуализм). Женщина в Афинах (по Еврипиду) – вещь для присмотра за хозяйством, с запретом выходить из дому без сопровождения рабыни. В домах состоятельных граждан имелись специальные женские отделения, куда вход посторонним был запрещен – ГИНЕКЕЯ. Стыд – вот главная добродетель женщины в афинском обществе.
Отходничество, временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного оброка. Играло значит, роль в период становления капитализма. О имущественному разложению крестьянства, втягивая его в сферу денежных отношений, вело к разрушению консервативной идеологии. При О. крестьянин становился на время наёмным рабочим. Возникшее примерно в 17 в. в незначительных размерах, О. во 2-й половине 18 в. резко возрастает, становясь одним из признаков разложения феодализма. Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников. Крестьянская реформа 1861вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. Развитие капиталистического сельского хозяйства в районах Среднего и Нижнего Поволжья и Юга России вело к росту О. в эти районы, в том числе и из промышленных губерний. В конце 19 — начале 20 вв.(века) неземледельческое О. сокращается в связи с появлением кадрового промышленного пролетариата и усложнением промышленного производства. Доля промышленного О. в Московской губернии за 50 лет сократилась в полтора раза. О росту классового самосознания крестьянства и революционизации деревни.Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч.(сочинение), 5 изд., т. 3; Шаховский Н. В., Сельскохозяйственные отхожие промыслы, М., 1896; Рашин А. Г., К вопросу о формировании рабочего класса в России в 30—50 гг. XIX в., в сборнике: Исторические записки, т. 53, М., 1955; Панкратова А. М., Пролетаризация крестьянства и ее роль в формировании промышленного пролетариата России (60—90 гг. XIX в.), там же, т. 54, М., 1955; Ковальченко И. Д., Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в., М., 1967; Федоров В. А., Помещичьи крестьяне Центрально-промышленного района России конца XVIII — первой половины XIX в., М., 1974.
Взятие Никопола и первый штурм Плевны (1877). Выполняя поставленную задачу, Кридигер 3 июля атаковал Никопол, который защищал 7-тысячный турецкий гарнизон. После двухдневного штурма турки капитулировали. Потери русских во время приступа составили около 1,3 тыс. чел. Падение Никопола снизило угрозу флангового удара по русским переправам у Систово. На западном фланге у турок оставался последний крупный отряд в крепости Видин. Командовал им Осман-паша, который сумел изменить благоприятный для русских начальный этап войны. Осман-паша не стал дожидаться в Видине дальнейших действий Кридигера. Пользуясь пассивностью румынской армии на правом фланге союзных сил, турецкий командующий 1 июля покинул Видин и двинулся навстречу Западному отряду русских. Преодолев за 6 дней 200 км. Осман-паша занял с 17-тысячным отрядом оборону в районе Плевны. Этот решительный маневр стал полной неожиданностью для Кридигера, который после взятия Никопола решил, что в этом районе с турками покончено. Поэтому российский командующий двое суток бездействовал, вместо того, чтобы сразу овладеть Плевной. Когда он спохватился, было уже поздно. Над правым флангом русских и над их переправой (Плевна находилась в 60 км от Систово) нависла опасность. В результате занятия турками Плевны коридор для наступления русских войск в южном направлении сузился до 100-125 км (от Плевны до Рущука). Кридигер решил исправить ситуацию и тут же послал против Плевны 5-ю дивизию генерала Шильдер-Шульдера (9 тыс. чел.). Однако выделенных сил оказалось недостаточно, и штурм Плевны 8 июля окончился провалом. Потеряв во время приступа около трети своих сил, Шильдер-Шульдер был вынужден отступить. Урон турок составил 2 тыс. чел. Эта неудача повлияла на действия Восточного отряда. Он отказался от блокады крепости Рушук и перешел к обороне, поскольку резервы для его усиления были переброшены теперь под Плевну.Первый забалканский поход Гурко (1877). Пока Восточный и Западный отряды обустраивались на систовском пятачке, части генерала Гурко стремительно двинулись на юг к Балканам. 25 июня русские заняли Тырново, а 2 июля перешли Балканы через Хайнекенский перевал. Правее, через Шипкинский перевал, наступал русско-болгарский отряд во главе с генералом Николаем Столетовым (около 5 тыс. чел.). 5-6 июля он атаковал Шипку, но был отбит. Однако 7 июля турки, узнав о взятии Хайнекенского перевала и движении им в тыл частей Гурко, покинули Шипку. Путь через Балканы был открыт. Русские полки и отряды болгарских добровольцев спустились в Долину Роз, восторженно встречаемые местным населением. В послании русского царя болгарскому народу были и такие слова: "Болгаре, мои войска перешли Дунай, где уже не раз сражались они за облегчение бедственной участи христиан Балканского полуострова... Задача России - созидать, а не разрушать. Она призвана Всевышним промыслом согласить и умиротворить все народности и все исповедания в тех частях Болгарии, где совместно живут люди разного происхождения и разной веры...". Передовые русские части появились в 50 км от Адрианопля. Но на этом продвижение Гурко закончилось. Он не имел достаточно сил для успешного массированного наступления решить исход войны. Турецкое командование располагало резервами для отражения этого смелого, но во многом импровизированного натиска. Для зашиты данного направления был переброшен морем из Черногории корпус Сулеймана-паши (20 тыс. чел.), который закрыл дорогу частям Гурко на линии Эски-Загра - Ени-Загра. В ожесточенных боях 18-19 июля не получивший достаточных подкреплений Гурко сумел одолеть под Ени-Загрой турецкую дивизию Реуф-паши, но потерпел тяжелое поражение под Эски-Загрой, где было разгромлено болгарское ополчение. Отряд Гурко отступил к перевалам. На этом Первый Забалканский поход завершился.
Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам.
Цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим понятием – КАЛОКАГАТИЯ - совокупность «добродетелей», куда включалась красота внутренняя (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела). Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего – мужчины.
До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.
С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13—14 лет -они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.
Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом соревновательности – АГОНИСТИКА – личное превосходство (индивидуализм).
Женщина в Афинах (по Еврипиду) – вещь для присмотра за хозяйством, с запретом выходить из дому без сопровождения рабыни. В домах состоятельных граждан имелись специальные женские отделения, куда вход посторонним был запрещен – ГИНЕКЕЯ. Стыд – вот главная добродетель женщины в афинском обществе.