крепостные крестьяне - явление российской , по соборному уложению 1649 г. они были навечно закреплены за своими землевладельцами (отменен юрьев день и т.п.)
тем не менее, крепостное право в европе было: его вводили и отменяли.. личная зависимость крестьян от сеньоров существовала с раннего средневековья, хотя многие землепашцы еще сохраняли свободу. в некоторых странах зависимые крестьяне назывались сервами, то есть рабами, и для этого были все основания. власть землевладельца над сервами была абсолютной: часто крестьянин не мог жениться без разрешения хозяина. сервы обрабатывали господскую землю, платили оброк и исполняли множество разных повинностей, начиная с работ по ремонту хозяйских построек и заканчивая военной службой под знаменами сеньора.
часто отмена крепостного права была связана с эпидемиями чумы. в xvi веке самым радикальным путем пошла . на континенте вырос спрос на шерсть, и землевладельцы начали активно сгонять крестьян со своих земель, чтобы превратить пашни в овечьи пастбища. по меткому замечанию томаса мора, «овцы съели людей», и крестьяне, оставшиеся без наделов, постепенно превратились в батраков, бродяг или сами брали землю в аренду и становились зажиточными фермерами. торговля шерстью приносила дворянам немалый доход, но производство зерна в стране резко сократилось. теперь были вынуждены импортировать хлеб, и с каждым годом его приходилось ввозить все больше.
Словом, охота на мамонта - дело серьёзное, требующее вдумчивого подхода и тщательной подготовки.
Мамонт уходил в лес. С треском продирался через подлесок, мелькал между сосен, в облаке пыли ссыпался по песчаным косогорам. Племя Тамагочи, тихонько подвывая от ожидания восторга, ломилось следом. Параллельно ему чуть в стороне двигалось племя Синемаек. Где-то впереди, на пути у мамонта, ждало в засаде племя Кракопузов, готовясь к решительному бою.
Из леса раздались восторженные вопли: судя по всему, племена встретились-таки, и не просто так, а окружив мамонта. Теперь начиналось самое интересное: зверя надо завалить и принудить к сдаче. Судя по приглушенному рычанию и прочим звукам, процесс заваливания набирал темп. Под шум и треск всплыла в памяти вчерашняя "вольная борьба" (точнее, куча-мала) на лужайке, когда кто-то со всего маху толкнул Гришу на Нима. Глядя, как на него валится эта махина, Ним уже приготовился остаться без головы, но в последний момент Гриша каким-то чудом, извернувшись под немыслимым углом, проскользнул мимо. Никто не был в обиде, свалка - она свалка и есть, но вечером Ним с особенно непреклонным видом занял место рядом с Гришей. Он не сумел сказать то, что хотел (да и не пытался, если честно) , но Гриша вздохнул, притянул его к себе, и так они и сидели до самого конца "огонька", а свечки горели ровно и ярко, хотя вокруг и гуляли коварные сквозняки.
Сейчас, прислушиваясь к звукам охоты, Ним поймал себя на непривычной мысли: "Ведь ему же, наверно, больно. Ведь эти олухи не догадаются же его поберечь! Они же сейчас, кроме своего восторга, ничего не видят и, кроме как о добыче, ни о чем не думают! "
Охотники повисали на мамонте гроздьями, ставили подножки, использовали все дозволенные и недозволенные приёмы, и уже почти совсем уложили зверя, но он ещё ворочался где-то в глубине, его ещё надо было связать и доставить в пещеру.
Племя Кракопузов было в восторге: совершенно, казалось бы, оторвавшийся от народа вождь занял-таки положенное ему место в самом центре кольца, окружившего добычу. А вождь пробился к голове мамонта, раскидал всех, кто уже успел сесть, лечь или упасть на неё, и удерживал этот "кусочек свободы", пока все не решили, что охота удалась и пора обедать.