Указ о вольных хлебопашцах или по другому Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных от 20 февраля 1803 года это был законодательный акт российского императора Александра I. Суть указа в том что, помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделением землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если оговорённые обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Крестьян, получивших волю, называли свободными или вольными хлебопашцами с 1848 года их стали называть государственными крестьянами. Всего за время указа было освобождено от крепостной зависимости около 1,5% крепостных крестьян. Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп. Это положение легло потом в основу реформы 1861 года. Александр возлагал на указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию подавались ведомости о числе крестьян, переведенных в эту категорию.
Восточнославянские племена еще до принятия христианства обладали развитой культурой. Материальная культура была связана с основными занятиями и включала орудия труда и обработки сырых продуктов, технологии производства и сохранения различных продуктов и изделий. Деревянное строительство (дома, городища, переходы и мосты через реки) дополнялось изготовлением множества изделий из дерева. Устное народное творчество было связано с языческой религией и бытовой сферой. Принятие христианства в 988 г. обогатило русскую культуру. В XI—XII вв. появились: летописание («Повесть временных лет», Псковская, Ипатьевская, Лавреитьсвская и другие летописи); переводные книги; оригинальная древнерусская литература, в основном жития и поучения («Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игорсвс», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха детям» и др.). Получила распространение письменность (кириллица), что получило отражение в надписях на посуде, ремесленных изделиях, на стенах соборов (граффити), в берестяных грамотах. При княжеских дворах и монастырях появились первые школы. Детей обучали также частным, домашним образом. Важными центрами культуры и образованности были монастыри. После 988 г. появилось каменное, в основном храмовое, зодчество. Были построены двадцатииятиглавая Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли и др., в большинстве своем сохранившиеся до наших дней. При строительстве использовались крестовокуиольная конструкция, алтарь, апсиды, другие новые элементы. Соборы украшались иконами, фресками, мозаикой. При богослужении появилось церковное песнопение. Произведениями искусства были изделия некоторых ремесленников — ювелиров, оружейников, гончаров и др. С принятием христианства семья стала моногамной. Запрещалось многоженство, наложничество (конкубинат). Возросла ответственность отцов за воспитание детей и материальное благополучие семьи, но усилилась зависимость женщины от мужчины. Церковь имела особые статус и юрисдикцию. В данном пособии под культурой понимается совокупность творческих достижений людей, человечества во всех сферах жизнедеятельности. С латинского языка слово «культура» переводится как «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание». В самом общем плане выделяют материальную и духовную культуру.
Образование: до- начатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта после: распространилась кириллица, летописание, появление монастырских и княжеских школ Искусство и архитектура: до-фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева-дома, крепости, мосты. после- началось каменное храмовое строительство, появились: мозаика, фресковая живопись, церковное песнопение. Каменные сооружения: Васильевский собор в Овруче София Киевская Десятинная церковь Золотые ворота Преображенский собор Свято-Васильевский Златоверхий собор Церковь Богородицы Пирогощи