В Финикие. Древние письмена: версии происхождения Итак, алфавитное письмо в Финикии. Когда появилось оно, мы уже упоминали. Но ученые сходятся к гипотезе, что существовал еще более древний алфавит, который и послужил основой финикийцам. Называют его западно-семитским или протосинайским, но пока эта система не была дешифрована. Первые надписи, сделанные финикийской системой письма, датированы тринадцатым веком до нашей эры, незадолго до начала Троянской войны. Если верить исследователям, жители Финикии делали тематические записи по разным наукам, а занимались они философией, литературой, историей. К сожалению, большинство из их трудов были потеряны, а до наших дней дошли только небольшие отрывки и цитаты в записях античных авторов. Также существуют предположения, что алфавитное письмо в Финикии (дата появления примерная) произошло от египетских иероглифов. Их могли принести в Ханаан евреи после возвращения из плена из земли фараонов. Возможно, они были той частью населения, которая не была в плену, а осталась на родине. Кто знает? - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/163218/poyavlenie-alfavitnogo-pisma-v-finikii-vek
При жизни Ивана Грозного условия соглашения всё же соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как добрый, «белый царь» (башк. аҡбатша). С приходом к власти дома Романовых в XVII веке политика царизма в Башкортостане сразу же стала меняться в худшую сторону. На словах власти заверяли башкир в своей верности условиям соглашения, на деле — встали на путь их нарушения. Это выразилось, в первую очередь, в расхищении вотчинных башкирских земель и строительстве на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий. Видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры поднимались на восстания в 1645, 1662—1664 гг., 1681—1684 гг., 1704-11/25 гг. Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования восставших. После башкирского восстания 1662—1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681—1684 гг. — свободу исповедания ислама.
После восстания 1704-11 гг. (посольство от башкир вновь присягнуло на верность императору только в 1725 г.) — подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию. В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары, Саратова, Астрахани, Вятки, Тобольска, Казани (1708 г.) и гор Кавказа (при неудачном штурме своими союзниками — кавказскими горцами и русскими казаками-раскольниками, Терского городка, был пленен и позже казнён один из предводителей башкирского восстания 1704-11 гг., Султан Мурат). Людские и материальные потери были огромны.
Самым тяжёлым по потерям для самих башкир является восстание 1735—1740 гг., в ходе которого был избран хан Султан-Гирей (Карасакал). В ходе данного восстания многие наследные земли башкир были отняты и переданы служилым мещерякам[58]. По подсчётам американского историка А. С. Доннелли, из башкир погиб каждый четвёртый человек.[59][60]
Следующее восстание разразилось в 1755-1756 гг. Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена лёгкого ясака (единственного налога на башкир; ясак брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян, убивших мелкого чиновника — взяточника и насильника Брагина. Из-за этой нелепой и трагической случайности планы одновременного выступления башкир всех 4 дорог, на этот раз — в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны. Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкортостана, мишарь Габдулла Галиев (Батырша). В плену мулла Батырша написал своё знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне», дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником. При подавлении восстания, ряд участвовавших в восстании эмигрировали в Киргиз-Кайсацкую Орду.[58]