ответ:
объяснение:
король из династии гогенцоллернов, прозванный еще при жизни фридрихом великим. третий сын фридриха вильгельма i и софии доротеи ганноверской, сестры короля георга ii. родился 24 января 1712 в берлине. два старших брата умерли в детстве, и фридрих стал наследником престола. будущий король получил суровое аскетическое воспитание. его отец, которого называли «солдатским королем» (soldatenk nig), был ревностным протестантом, он с недюжинной энергией и целеустремленностью отстаивал интересы своей династии, создав эффективную, предельно централизованную военно-бюрократическую машину, нацеленную исключительно на поддержание политической и военной мощи пруссии.
в юности разнообразно одаренный кронпринц увлекался французской и искусством, играл на флейте, не чуждался светских развлечений, хотя они и осуждались его отцом, строгим пуританином. фридрих вильгельм опасался, что легкомысленные увлечения сына пагубно скажутся на судьбе наследника, а значит и государства, и стремился сломить волю фридриха; сыну, в свою очередь, не нравились аскетический образ жизни отца и его пристрастие к военным занятиям.
становление характера. когда фридриху исполнилось 18 лет, сочувствовавшая его настроениям мать задумала двойной брак: фридриха и принцессы амелии, а также его столь же несчастливой в отцовском доме сестры вильгельмины и принца уэльского. по ряду причин король отказался от такого варианта. огорченный фридрих хотел бежать в во время путешествия с отцом в юго-западную германию в августе 1730. замысел был раскрыт, и фридрих предстал перед военным судом как изменник. разгневанный король собирался лишь напугать сына, однако сообщник и друг кронпринца лейтенант катте поплатился за свой поступок жизнью и был казнен под окнами камеры, где содержался фридрих. принц пробыл в заключении в крепости кюстрин 6 недель, затем по приказу короля он два года прожил в самом городе кюстрин без права покидать его пределы. там он получал знания, связанные с сельским хозяйством, и государственной службой.
в 1732 фридрих получил под свое начало полк, а в 1733 по воле отца женился на принцессе елизавете кристине брауншвейгской. в 1736 ему было позволено завести собственный двор в райнсберге. здесь он предался изучению философии, , поэзии, наслаждался музыкой, любительским театром и в кругу образованных и остроумных людей. фридрих мечтал о славе писателя (он писал на французском языке), но со временем все в большей мере ощущал свое призвание как монарха, продолжающего государственные и военные традиции пруссии.
за три года до восхождения на трон он писал главному министру отца, что король сделал необходимые приготовления для войны, диктуемые мудростью и осторожностью, а ему, фридриху, возможно, суждено воспользоваться этими приготовлениями и завоевать славу. в 1739 родилась книга, название которой – анти-макиавелли (anti-machiavell) – дал вольтер, с которым кронпринц длительное время переписывался. в этом трактате фридрих нарисовал образ миролюбивого и просвещенного государя. монарх – первый слуга своей страны, его власть неограниченна, долг его – заботиться о благосостоянии народа. фридрих не скрывал своего презрения к мелким властителям, удовлетворявшимся лишь внешними атрибутами власти. сам он стремился к власти реальной.
Жить - родине служить.
Всякому мила своя сторона.
Своя земля и в горсти мила.
Человек без родины, что соловей без песни.
Чужбина - калина, родина - малина.
Где кто родится, там и пригодится.
Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
На родной стороне и камешек знаком.
За морем веселье да чужое, а у нас и горе да сво.
На чужой сторонушке рад и родной воронушке.
На чужой стороне и весна не красна.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Матушка Москва белокаменная
Москва - золотые маковки.
Ярославль-городок Москвы уголок.
Сибирь - золотое дно.
О поверьях и быте Древней Руси
Жил в лесе, а пеньям кланялся.
Был бы лес, будет и леший.
Было бы болото, а черти найдутся.
Кто с дерева убился - бортник, кто утонул - рыболов, в поле лежит - служивый человек.
Не погнеши пчел, меду не едать.
Мать сыра земля - говорить нельзя.
те годы, когда богов были полны огороды, теперь чесноку и луку не кланяются.
О государственных и военных событиях русской истории
Путята* крести мечом, а Добрыня** огнем.
*Путята - киевский тысяцкий при великом князе Владимире Святославиче, участвовавший (990) в крещении Новгорода Великого.
**Добрыня (X в.), воевода князя Владимира Святославича (978—1015), новгородский посадник.
Где хан, тут и орда.
Как будто после Мамаева побоища (Здесь как будто Мамай воевал).
На одном вече да не одни речи.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Погиб, как швед под Полтавой!
Приехал Кутузов бить французов.
От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.
Был Неопален, а из Москвы вышел опален.
Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести.
Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.
Голодный француз и вороне рад.
На француза и вилы - ружье.
От копеечной свечи Москва сгорела.
О крепостническом труде крестьян и барах-крепостниках
Тело государево, душа божья, а спина барская.
Белые руки чужие труды любят.
Сытый голодного не разумеет.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
На одно солнце глядим, да не одно едим.
В лесу лес неравен, в миру - люди.
Доля есть да воли нет.
Неволя счастья не даст.
Раздень меня, разуй меня, уложи меня, накрой меня, а там поди - усну я сам.
Барская хворь - мужицкое здоровье.
Крестьянскими мозолями и бары сыто живут.
Охота боярский двор: стоя дремлют, сидя спят, походя едят, ножки болят, а сесть не велят...
Дворянский сын умыл ручки да за стол.
Ешь, медведь, барина, оба не надобны.
Барской работы не переработаешь.
Дело не медведь, в лес не убежит.
Не будет пахотника, не будет и бархатника.
Князья в платье, бояре в платье, будет платье и на нашей братье.
Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит.
Вольность всего милее.
Будет и на нашей улице праздник.
О духовенстве и религии
Родись, крестись, женись и умирай - за все попу денежки подай.
У попа глаза завидущие, руки загребущие.
Попово брюхо из семи аршин сшито.
Попу на Руси, что коту на печи.
Богу слава, а попу каравай сала.
У попа да захотел ты кутьи.
Монах - не кот, молока не пьет, а вина только подавай. Игумен - за чарку, а братья - за стакан.
Нечего тому богу молиться, кой не милует.
Из одного дерева и икона и лопата.
Молебен пет, а пользы нет.
Молись, а сам не плошись.
Бог-то бог, да ты сам не будь плох.