Военная доктрина Императорской России начала 20 века считала войну в Европе нежелательной. Суть новой геополитической Доктрины РИ в 20 веке заключалась в том, что Россия прекращает экспансию на запад в Европе и начинает движение на Восток, в сторону теплых морей и портов Тихого океана.
В рамках европейской стратегии замирения Николай Второй инициировал систему европейских договоров о ненападении и гаагские конвенции 1899 и 1907 годов.
В рамках «Большого Восточного Плана» , наоборот, шло строительство Транссибирской магистрали, переселение крестьян в Сибирь и на Дальний восток, аренда гражданских и военных портов в Китае, строительство флота, создание Желтороссии, Маньжурского казачества, подготовка к войнам с Японией. Также имела место доктрина защиты всех славян и панславизма под эгидой империи.
С конца 20-х годов – перерыв в развитии социологической мысли. До конца 50-х социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным наукам», к ложным теориям. Конкретные методы изучения действительности были запрещены, так как данные этих исследований «портили» или «могли испортить» картину официальной идеологии. Начиная с конца 50-х годов социология стала возрождаться. Разрабатывались теоретические и методические проблемы социологии. Уже в конце 60-х – начале 70-х годов появились работы Г. Андреевой, Ю. Левады, В. Ядова, посвященные программе, инструментарию, процедуре, организации социологического исследования. Одновременно шел трудный и сложный поиск ответов на фундаментальные вопросы социологической науки, ее связи с другими научными дисциплинами. Разрабатывались методы социологического исследования, а также сбору, обработке и использованию социологической информации. Этот этап подготовил новое видение проблем этой отрасли знания, что нашло отражение в работе социологов в конце 80-х – начале 90-х годов, направленных на поиск альтернатив развития в нашей стране. Таким образом, становление социологии как науки в нашей стране сложный путь.