Междоусобная война в Московской Руси (1425—1453) — война за великое княжение между потомками Дмитрия Донского, князем Московским Василием II (Тёмным) Васильевичем и его дядей, князем звенигородским и галичским, Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием (Косым) и Дмитрием Шемякой в 1425—1453 годах. Великокняжеский престол несколько раз переходил из рук в руки.
Основными причинами войны были: усиление противоречий среди русских князей в связи с выбором путей и форм централизации государства в обстановке татарских набегов и литовской экспансии; политическое и экономическое сплочение княжеств.[1] Результатом стала ликвидация большинства мелких уделов в составе Московского княжества и укрепление власти великого князя. Последняя междоусобная война на Руси и одна из последних в Европе.
Объяснение:
Объяснение:
1.
А) 1425—1453 гг
Б) 1. Династический конфликт князей московских.
2. Недовольство удельных князей и их бояр усилением власти великого князя Московского.
3. Недовольство городской верхушки полной ликвидацией городского самоуправления в Московском княжестве и большими поборами в пользу Московского князя.
В) Василий II, Юрий Галицкий, Василий I, Дмитрий Донской, Дмитрий Шемяка.
Г) 1.Началась вестись борьба между князьями Московского дома за обладание Москвой.
2.Были заложены основы для окончательной ликвидации феодальной раздробленности и создания единого государства.
2.
А) Лествичная система.
Б) усилилась централизация власти
страна была разорена
В) 1. Василий II Темный отстоял свое право на Великое княжение в борьбе с соперниками.
2. Страна была разорена, усилилась власть Орды, которая смогла шире, чем раньше, вмешиваться во внутренние дела Руси.
3. Был изменен порядок престолонаследия, утвержден принцип наследования власти по династическому принципу. Власть Великого князя ласть стала переходить не к старшему в роду, а от отца к сыну.
4. Усилилась централизация власти, была ликвидирована большая часть мелких удельных княжеств.
Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столицы, — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города.
Изменился внешний облик Московского Кремля. С его территории были выведены почти все боярские усадьбы, выселены ремесленники и торговцы. Кремль стал административным и духовным центром Российского государства. Здесь появились торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольский дворы, здания приказов.
Особенно ярко художественные достоинства архитектуры XVI века проявились в церковных постройках. Каменные столичные здания впитали в себя древний традиции народного деревянного зодчества, многие храмы были построены в шатровом стиле.
Выдающимся памятником шатровой архитектуры стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, воздвигнутая в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного.
Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555 — 1560 годах на Красной (тогда Торговой) площади, в непосредственной близости от Кремля, Покровский собор (его называют также храмом Василия Блаженного, по имени знаменитого московского юродивого, погребенного в одном из приделов). Удивительный по своей красоте собор был посвящен взятию русскими войсками Казани, строили его русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных главок.
Крепостное и церковное строительство.
Широко развернулось городское строительство, сооружались крепости и монастыри. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и на юге (Воронеж, Курск, Белгород), и на севере (Архангельск), и на востоке (Самара, Саратов, Царицын, Астрахань), а также в Сибири (Тобольск, Тюмень). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска, возведенные под руководством Федора Коня. Длина крепостных стен по периметру составляла 6,5 км. На всем их протяжении равномерно размещалось 38 башен. На строительство крепости были собраны каменщики и мастера со всей России.
После завоевания Казанского ханства по царскому указу в Казань были отправлены двести псковских мастеров во главе со знаменитыми зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в городе ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего началось строительство нового комплекса Казанского кремля. Русские мастера возвели его южную фасадную часть со башней, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними.
Крепостные постройки поражали воображение современников. Известный английский путешественник Джайлз Флетчер, посетивший Россию в XVI веке, писал: «Четыре крепости — Смоленская, Псковская, Казанская и Астраханская — построены весьма хорошо и могут выдержать всякую осаду... их почитают неприступными».