КАМЕННАЯ ПОЛОВЕЦКАЯ СКУЛЬПТУРА СЕВЕРНОГО ПРИАЗОВЬЯ Половецкая скульптура - бесценный источник как для историка, археолога, так и для этнографа, культуролога, который узнать внешность, верования, традиции давно уже несуществующего народа. Еще в 1773 г. академик Гильденштедт, проезжая через Приазовье, видел древние каменные изваяния на курганах в Приазовье, в частности на территории современного Ильичевского района г. Мариуполя: две на насыпи в двух верстах западнее поселка Сартана и еще одну на соседней. В XVIII в., как и в средневековье, еще можно было наблюдать древние статуи в их первоначальном положении. Позже, с образованием степей переселенцами - носителями христианских традиций, ситуация кардинально изменилась. Снятые с первоначальных мест установки статуи использовались в XIX - XX вв. как строительный материал, в качестве опоры для ворот в селах. В наши дни статуи стали предметом торговли. И если раньше крестьяне ставили статуи у своих домов, то сейчас половецкую статую из с. Куликово Новоазовского района можно увидеть в г. Мариуполе на пр. Победы возле частного отеля «Приазовье». На юге Донецкой области известно до 200 каменных статуй - памятников искусства, религии, каменного мастерства поздних кочевников, а в Северном Приазовье их число может приближаться к 600. На части из них можно обнаружить определенные этнографические границы и, соответственно, принадлежность к конкретному народу. Половецкие статуи изготовлены мастерами в местных карьерах из гранита, песчаника, известняка. В с. Серебрянка Артемовского района найден карьер, где такие статуи изготавливали из песчаника. Судя по обилию находок, подобные «мастерские» могли находиться на юго-западной окраине Приазовской возвышенности - в Володарском районе, где есть выходы гранита, других пород и найдена достаточно большая серия статуй.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь. «Средняя» позиция его объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разделятся. Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное) , то Добрыня Никитич — воин. В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя. Его «вежество» , знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе. Его прообразом принято считать дядю Владимира по матери.