Человечество пережило множество эпох. Страшных, удивительных и даже загадочных. Но из всей череды столетий лишь одно было названо Золотым Веком, временем титанов по силе мысли, страсти и духу, по многосторонности и учености. Влияние Ренессанса на умы было поистине революционным и всепроникающим. Он в той или иной степени затронул все страны Западной, Центральной и даже отчасти Восточной Европы. Его влияние на умы было поистине революционным. Он принес столь сокрушительные перемены, что Средневековье с его идеей слабости и ничтожества человека, низменности его природы и чувств полностью утеряло свои позиции в философии и культуре. "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени", - писал Фридрих Энгельс. И до сих пор историки, оценивая его влияние, отдают должное стране, где Ренессанс зародился, откуда его идеи распространились по всему миру, а именно Италии. Именно там был зажжен тот факел, который затем осветил новый путь всему человечеству.Возрождение - эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его влияния на культуру (отсюда происходит и название всего периода). Вместе с тем культура Возрождения - это переход от средневековья к новому времени. Поэтому в ней так тесно переплелось старое и новое. Границы этого периода в разных странах различны. Так, в Италии Возрождением называют 14 - 16 века, а в других европейских странах - 15 - 16 века. Обычно принято выделять итальянское Предвозрождение (рубеж 13 -14 веков), Раннее Возрождение (15 век), Высокое (конец 15 - первая четверть 16 века) и Позднее Возрождение (16 век).Особенности культуры Возрождения ярче всего проявились в архитектуре и изобразительном искусстве Италии. Аскетические идеалы и догматическая условность средневековья сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума.При всей бесконечности увлечений, вкусов и научных приоритетов эпоха Возрождения (13-14 вв.) - в целом для европейцев - один из самых пленительных периодов в истории мирового искусства, "античность" Нового времени, недосягаемая планка художественного совершенства, идеал гармонии и красоты."Эпоху возрождают люди", - этот принцип более всего подходит именно к Возрождению, создавшему концепцию богоравного "универсального" человека и выдвинувшему в искусстве личностей, ставших олицетворением целых эпох национальной культуры.Эта эпоха явила миру выдающихся мастеров: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие. Сегодня мы познакомимся с творчеством наиболее интересных и знаменитых художников.
Лови, Крыс! В Средние века в Европе было неспокойно. Крупные феодалы постоянно устраивали между собой небольшие войны. Они захватывали земли, отнимали золото и крестьян у своих соседей. Крупным землевладельцам не оставалось ничего другого, кроме как укреплять свои жилища. Средневековые замки были домом и крепостью феодалов. Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не напоминали известные нам замки. С развитием военного дела феодалам приходилось улучшать свои укрепления так, чтобы те могли противостоять штурму с применением каменных ядер и таранов. Начиная с 12 века и на все последующие века замок превратился в крепость, окруженную каменной стеной с башнями, возвышающимися над ней. Существовало множество вариантов замковой архитектуры. Но общие принципы строительства и основные фортификационные элементы оставались неизменными как для Франции или Германии, так для России, Сирии и даже Японии. К замку предъявлялись очень простые требования — он должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью , иметь собственный источник воды и показывать мощь, богатство феодала. Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие врагу передвижение по его территории. Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. За главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах — своеобразная “ловушка” для нападающих. Порой замки состояли из нескольких “секций”, разделенных внутренними стенами. Но непременным атрибутом замка был большой двор с хозяйственными постройками, колодцем, помещением для челяди и центральная башня, она же “донжон”. В замке также имелся ряд построек, обеспечивающих автономный быт его обитателей в условиях полной изоляции: пекарня, паровая баня, кухня и т. п.
После завершения Итальянских войн в положении ведущей державы Европы утвердилась Испания, преобладание которой вступало в противоречие с интересами других государств — Англии, Франции, Нидерландов. В конце XVI в. они заключили союз для совместной борьбы против Испании и Португалии и приступили к планомерному захвату их колоний в Ост-Индии и Америке.
Одним из основных очагов международных конфликтов была Юго-Восточная Европа, где европейские государства противостояли Османской империи. На главную роль противника турок во второй половине XVI в. выдвинулись австрийские Габсбурги, чьи владения непосредственно граничили с турецкими. Другим постоянным противником Турции являлась Венеция, стремившаяся к захвату важных в торговом отношении греческих территорий. В своей борьбе Австрия и Венеция периодически получали со стороны других государств Европы. Это были прежде всего католические государства, рассматривавшие борьбу с Турцией как священную войну христианства против ислама.
Ещё одной ареной международного соперничества становится в этот период Восточная Прибалтика. Начатая царём Иваном Грозным война с Ливонией привела к крушению Ливонского ордена. В борьбу за ливонское наследство включились Швеция, Дания и созданное в 1569 г. объединённое Польско-Литовское государство