в xix в. в казахско- торговых отношениях произошли изменения, обусловленные:
административными реформами (1822-1824,1867-1868,1886-1891 гг.); массовой крестьянской колонизацией.в xviii в. торговля с казахами шла в основном в приграничных крепостях, а в xix в. торговля с казахами переместилась во внутренние районы казахстана.с 20-х гг. xix в. центрами торговли стали окружные приказы.российские купцы скупали у кочевников скот и продукты скотоводства. казахи скупали у сукно, холст, выделанные кожи, бязь (ткань), железо, чай, сахар, деревянную посуду.большим спросом пользовались лекарства для лечения скота.казахско- торговые отношения в 1-ой половине xix в.
ряд особенностей в казахско- торговле в 1-ой половине xix в.:
торговля носила меновый и неэквивалентный характер.в казахскую степь поступали товары низкого качества.торговой единицей выступал, сек (годовалый баран).широкое распространение получили ростовщические операции.колониальный характер торговли россии с казахами состоял в том, что в казахстан сбывались изделия низкого качества.российские купцы, обменивая дешевые промышленные изделия на ценное скотоводческое сырье, быстро богатели:
торговали спичками, которые выдавали за «священный огонь», давая за коробку спичек по барану; за самовар, стоявший 6-7 рублей, отдавали 20-25 овец; за бритву по 15 коп., требовали барана; продавали леденцы, выдавая их за соль мухаммеда; в меновой торговле счет казахов шел на «токты» (годовалый баран) или «сек» (тучный баран).«устав» 1822 г. зафиксировал широкие права казахов в ведении торговли.могли сбывать свои изделия и прогонять на российский рынок свои стада.караванная торговля между россией и казахстаном не облагалась пошлиной (пошлина не взималась).в xix в. развитие торговли купцов в казахстане стимулировали снятие пошлины на хлеб и земледельческие орудия.
В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски. То, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.
Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).
Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах...
Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века.
В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2-3 раза в год.
Большинство аристократов от грязи с надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.
Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья... Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.