Наука в XIX в. продолжает восприниматься как классическая система знаний, как единая система наук, основные идеи и принципы которой считаются окончательно установленными и незыблемыми. Происходит дифференциация отдельных отраслей научных знаний на более узкие специальные отрасли (например, в самостоятельные науки выделяются экспериментальная психология, социология, культурология) и в то же время - интеграция наук (именно в это время возникает астрофизика, биохимия, физическая химия, геохимия) , оформляется и новая отрасль знаний - технические науки. В течение столетия были сделаны неслыханную ранее количество открытий, а на основе накопленного экспериментального, аналитического материала разработан обобщающие теории. К концу XIX в. в общественном сознании складывается убеждение, что картина мира в общих чертах уже достаточно ясно установлена наукой, что дальнейшее развитие научного знания призван лишь уточнять контуры этой картины и раскрывать немногочисленные «белые пятна» , которые остались в ней. Когда в 1889 г. будущий гениальный физик-теоретик, основоположник квантовой физики, Макс Планк решил работать в области теоретической физики, его учитель сказал ему: «Молодой человек, зачем вы теряете свое будущее? Ведь теоретическая физика закончена. Можно только вычислять отдельные случаи. Но следует отдавать такому делу свою жизнь? » В действительности же классическая наука XIX в. стала не венцом познания, а фундаментом нового революционного прорыва. В 1895 г. немецкий ученый В. Рентген открыл лучи, которые сейчас носят его имя. Вслед за ним французские ученые А. Беккерель, Пьер и Мария Кюри открыли явление радиоактивного распада, а английский физик Э. Резерфорд установил, что при распаде радиоактивных элементов выделяются альфа, бета и гамма-лучи, а затем он вместе с Содди предложил общую теорию радиоактивности . Мир был потрясен: неделимости атома пришел конец, осталось лишь заглянуть в него и представить себе его строение. Вскоре тем же Резерфордом была предложена, а датчанином Н. Бором уточнена «планетарная» модель атома. И, наконец, классические представления человечества о времени и пространстве были разрушены теорией относительности Альберта Эйнштейна.
Католическая церковь учила, что все христиане равны перед Богом, потому что все приняли крещение и участвуют в деле человечества. Но заслуги, по мнению духовенства, у всех были разными. Духовенство, выступавшее посредником между миром небесным и миром земным, постепенно утрачивает свое единство.
В период борьбы между римскими папами и светскими правителями за власть одни священники поддержали главу католической церкви, а другие – королей своих стран. Церковников объединяли общность богослужения, которое отправлялось на одном (латинском) языке, по единому для всей Европы церковному календарю. Это единство подрывали попытки изменить (реформировать) богослужение.
Условно можно выделить в положении церкви в эпоху средневековья 3 этапа от разделения церкви (от 1054 г. ) до реформации (до XVI в.) .
Положение церкви сильное. Определение позиции государства. Главенствующая роль. Произвол церковнослужителей высшего уровня, их независимость, крупные земельные владения, церковная десятина, плата за церковные обряды. Продажа индульгенций – грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Зависимость королей от пап, епископов.
XVI в. Начало реформации (Мартин Лютер) . Создание лютеранской церкви. Поддержка реформации князьями, герцогами, королями. Произошло усиление их власти и ослабление церковной. Лютеранские церкви возникли в странах Сев. Европы (в Англии церковь возглавил король) . Лютеране («оправдание верой») , Анабаптисты (перекрещенцы) , Кальвинисты («божественное предопределение») .
Контрреформация. 100 лет до середины XVII в. Римские папы ведут открытую и скрытную борьбу с «еретиками» за возвращение власти католической церкви. В странах Вост. Европы им удалось справиться с Реформацией; в Западной и Центральной Европе противостояние католиков и протестантов вылилось в серию кровопролитных религиозных войн (Германия, Франция, восстановление католицизма в качестве государственной религии).