Ағарту дәуірі – 18-19 ғасырларда дамыған идеялық ағым. Оның өкілдері ізгілік, әділеттілік идеялары мен ғылыми таным-білім негіздерін тарату жолдары арқылы қоғам кемшіліктерін түзетуге, оның талғам-талаптарын, саясатын, тұрмысын өзгертуге күш салды. Ағартушылар қатарында
Вольтер,
Руссо,
Монтескье,
Гердер,
Лессиң,
Шиллер,
Гете,
Десницкий, Козельский,
т.б. болды. Олар өз уағыздарын, қоғамның барлық топтары мен жіктеріне, әсіресе, билік иелеріне бағыштады. Қоғамдағы кертартпа көріністердің бәрі адамдардың надандығынан, олардың өз табиғатын өзі түсінбеуінен деп білді. Ағартушылық шіркеулік идеология ықпалына, діни догматтарға, схоластикалық ой-ағымдарына қарсы болды. Ағартушылар қоғам дамуындағы сананың айқындаушы рөлі туралы түсініктерге ден қойды. Ағартушылық 18 ғасырдағы әлеуметтік көзқарастардың қалыптасуына едәуір ықпал етті. Шығыс елдерінде бұл ағым біршама өзіндік сипатта өркен жайды.
Империя Тимуридов (самоназвания: Туран[5][6] (توران), Мавераннахр[7]) — империя, существовавшая в 1370—1507 годах[8], включавшая современный Иран, Кавказ, Месопотамию, Афганистан, бо́льшую часть Средней Азии, а также части современного Пакистана, Сирии. Согласно ряду источников, династия Тимуридов имеет тюрко-монгольское происхождение[9][10][11][12].Главным духовным наставником Тимура был потомок пророка Мухаммеда, шейх Мир Саид Барака, и им были вручены Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда он пришёл к власти в 1370 году.
В качестве главного символа Тимуридов обычно указывают на так называемый «знак Тамерлана» — три равных круга (или кольца), расположенные в форме равностороннего треугольника. Руи де Клавихо, посол короля Кастилии и Леона ко двору Тимура в 1403 году, и арабский историк Ибн Арабшах сообщают о этом знаке, вытесненном на печати эмира, а также на монетах[18]. Причём, если в описаниях Арабшаха два кольца расположены внизу, а одно кольцо наверху, то де Клавихо сообщает о знаке, что вершина того направлена вниз. Часто изображения тамги на монетах сопровождают персидские слова «Расти — русти» (راستى رستى), что можно перевести как «Сила в справедливости»[19][20]. Пети де ла Круа при переводе сочинения Шараф ад-дина Язди на французский язык (в 1723 г.) перевёл эту легенду как в справедливости». Эта же символика использовалась и во флагах. Наиболее известным является реконструкция изображения знамени Тимура из Каталанского аталаса 1375 года, с изображением тамги на чёрном знамени. Другая попытка реконструкции тимуридского флага предпринята в Турции, когда в 1969 году некий Акиб Узбекский (Akib Özbek), в своём труде выдвинул тезис о 16 тюркских империях как о культурных прародителях современной Турецкой республики, а также приписав каждому такому государству соответствующий флаг. В числе последних указывается Тимуридская держава, и её флаг — три соединённых меж собой круга, причем сам флаг голубой/синий, а круги серебряные.