Реферат «Культура Западной Европы» 1. Реформация и контрреформация Если в Италии распад средневековья в духовной сфере выразился в возрастании интереса к античным авторам, а иногда и в возвращении к язычеству, то в Западной Европе новое мышление обратилось, прежде всего, к Библии. Итальянцы настолько плотно слились с католической церковью, что и не думали о каком-либо ее улучшении или реформировании, но меняющееся мировоззрение западноевропейцев прежде всего атаковало католичество.2. Литература и наука Одним из самых важных событий эпохи Возрождения, значение которого невозможно переоценить, стало книгопечатание. Сама техника печатания книг при наборного шрифта появилась в Китае еще в I тысячелетии н. э. В Европе книгопечатание обязано своим появлением гравюре, техника которой стала использоваться в XIV веке3. Искусство северного возрождения Ренессанс на севере Европы вырос из готики и довольно долгое время находился под влиянием этого стиля. В отличие от Италии, нидерландские живописцы работали интуитивно, их не привлекали ни математически точная перспектива, ни детально разработанное учение о пропорциях человеческого тела. Голландцы тщательным образом прописывали мельчайшие детали и сосредоточили свои усилия на передаче игры и эффектов света. В этом им новая техника живописи масляными красками, которые были открыты в 1-й половине XV века художником Яном ван Эйком4. Искусство Маньеризма Само понятие «маньеризм», происходящее от слова «манера», означает сознательный поиск определенного стиля и следование ему. Каждый художник этого направления обладал неповторимой манерой, но всех их объединяли смелые и целенаправленные творческие искания. Отныне самостоятельное, самобытное творчество стало выше подражания старым мастерам. Результаты этих поисков проявляются как в полотнах, так и в многочисленных трактатах о теории живописи.
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Истоки современной социальной демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Социальная демократия складывалась под воздействием идеологии Французской революции 1789 и идей социалистов К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна[1].
В дальнейшем существенное влияние на социал-демократию (кроме англоязычных стран) оказал марксизм, от которого она восприняла идеи пролетарской революции и диктатуры пролетариата, всеобщего равенства и т. д. В англосаксонских странах на идеологию лейбористских партий оказало влияние фабианство.
В конце XIX — начале XX веков под влиянием успехов рабочего движения в индустриально развитых странах Запада социал-демократия постепенно отошла от марксизма и сосредоточилась на эволюционном совершенствовании сложившегося порядка. Сохранение в программах социал-демократических партий революционных лозунгов и требования установления социализма сочеталось с прагматической политической практикой. После Октябрьской революции в России социал-демократия, провозгласившая своей целью построение «демократического социализма», и идеи большевиков шли в разрез с идеями социал-демократов[1].