После поражения революций 1848-1849 pp. Италия и Германия оставались политически раздробленными странами. Осуществить национальноеобъединение результате достижений не повезло. Но проблема объединения, а дляИталии еще и проблема национального освобождения не потеряла своей актуальности.Исторический опыт свидетельствовал, что только в собственном государстве народ имеет возможности дляполноценного развития. Сохранение раздробленности мешало революции, исключало достойное участие Италии и Германии вмеждународных делах.В 50-60-х pp. XIX ст. в Италии и Германии появилось поколение политических деятелей, котороесумело успешно решить сложные задачи образования национальных государств. Для Европы второй половины XIXст. объединение Италии и Германии стало олицетворением государств-наций,снискали себе право на существование во многом благодаря силе оружия.
Эхнатон построил в честь Атона великолепный белокаменный город Ахетатон, который играл при его реформе возведения Египта к единому богу, роль столицы. Изображается в виде солнца, тянущего свои ладони к людям. Одно из известнейших изображений этого бога находится на спинке золотого трона Тутанхамона. Атон фигурирует в качестве малозначимого божества со времён Древнего царства. По одной из версий, культ Атона наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма (и, похоже, предшествовал его появлению). Ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай).
Номовые хозяйства египта и храмовые хозяйства двуречья были столь сложными организмами, что из-за необходимости учета их деятельности возникла письменность — в начале iv тысячелетия до р. х. — в египте, на рубеже iv—iii тысячелетий до р. х. — в шумере. шумерская письменность, развившаяся из рисунка, стала основой иных систем письма двуречья, передней азии и ирана. символы и их группы обозначали слоги, понятия или детерминативы (пояснения понятий) . эту систему назвали клинописью, так как при письме на глине — основном писчем материале двуречья — удобно было воспроизводить знаки, напоминающие клинья. такая форма знаков сохранялась и при письме на камне. египетская письменность, как и у шумеров, развилась из рисунка. каждый рисунок (пиктограмма, иероглиф) означал и слог, и понятие, и детерминатив. писчим материалом была своего рода бумага, приготовленная из стеблей папируса, поэтому рисуночная форма знаков сохранилась. различают три вида египетского письма: парадная иероглифика, курсив-иератика (жреческое письмо) и скоропись-демотика (народное письмо) . позднее появился алфавит из 21 знака, обозначавшего согласные звуки, но широкого распространения он не получил.