История освоения минеральных ресурсов. На территории Марокко найдено бронзовое и медное оружие, изготовленное из местного сырья во 2-м тысячелетии до н.э. Были известны серебряные и медные рудники на юге страны, эксплуатировавшиеся также в первые века н.э. После образования исламских государств (8 в.) начинается интенсивное развитие горного промысла в Марокко, о котором сообщают как письменные источники, так и археологические остатки шахт, штолен, плавильных печей. В 10-13 вв. существовали 2 типа рудников: крупные рудники благородных металлов, контролируемые государством, и мелкие разработки, принадлежавшие племенам и отдельным семьям. Арабский географ аль-Якуби (конец 9 в.) сообщает о наличии в Марокко золота, которое "выходит изземли, как растения"; предполагается, что речь идёт о месторождении на юго-востоке страны, в области Дра.О серебряных рудниках имеются сведения в произведениях арабских писателей 9-13 вв. Крупнейшие из этих рудников ("Авам", "Згундер", "Тамедульт") достигают расцвета в 13 веке. Для водоотлива на них использовались нории с приводом от водяного колеса. Эксплуатацию начинали обычно траншеей, достигавшей глубины 15-20 м. При более глубоком залегании рудных жил прорывали вертикальный колодец до их основания и вели добычу по восстанию, расширяя выработку до образования камеры. Для опоры часть руды оставляли в целиках. Несколько камер соединяли, что облегчало проветривание; для интенсификации воздушного потока зажигали костры. Спуск и подъём осуществлялся по вырубленным в стенках стволов лестницам или по верёвкам. Наиболее крупные рудники, располагавшиеся на горных склонах, представляли собой сложный комплекс разветвлённых выработок: штолен, спусков, стволов и камер. Медные рудники эксплуатировались на юго-востоке (Сиджильмаса), в провинции Cyc (Игли).Очень чистая медь добывалась близ г. Касба-Тадла, на реке Умм-эр-Рбия. В 14-15 вв. происходит постепенный упадок ведущих отраслей горнодобывающей промышленности, связанный с истощением месторождений, отсутствием леса и позднее с конкуренцией европейских стран. Тем не менее писатель 16 века Лев Африканский сообщает о добыче железной руды в горах Деменсера, севернее Таруданта (Высокий Атлас) и в области племён Игезулен в Антиатласе, а также в Эль-Джуму на северо-востоке страны. Серебряный рудник действовал в Антиатласе, а золотой рудник, открытый в 16 веке, по сообщению Диего де Toppeca, был засыпан по приказанию султана, чтобы не привлекать внимания европейцев. Руды меди добывались в Антиатласе, свинца и сурьмы — у подножия Атласских гор, мрамор — в горах Хантата, юго-восточнее г. Марракеш, соль — на северном побережье страны. На юге, на реке Дра, добывали асбест, из которого изготавливались несгораемые верёвки и поводья. В 17-18 вв. продолжалась добыча руд меди, свинца и олова (Ульмес). Марокканское олово вывозилось во Францию и другие страны Европы, и некоторое время успешно конкурировало с английским. С началом промышленной революции (18 в.) марокканские полиметаллические рудники не смогли конкурировать с европейским производством, и в 1-й половине 19 века горнодобывающая промышленность Марокко свёртывается, чему архаичность техники и политическая нестабильность. Действовали 1-2 небольшие шахты по добыче медных руд в провинции Cyc.
Спад экономической активности стал важнейшим фактором крушения Могольской империи. Постоянно происходили крестьянские восстания, численность участников которых нередко насчитывала несколько тысяч человек, и длились они много лет: начиная с 1669 г. , крестьяне-джаты, населявшие окрестности столицы, регулярно поднимали восстания против делийского правительства. Ярким примером внутреннего распада империи стал бунт Сатнами, поднятый ремесленниками, названными правительством «шайкой гнусных кровожадных мятежников» . Существенной причиной, вызвавшей сначала ослабление, а затем и развал государства, стал страшный голод в начале XVIII в. , из-за которого многие крестьяне бежали в другие страны, а в районах Декана, по сведениями современников, от голода погибли более 2 000 000 человек. В это нелегкое время на троне оказался человек, не улучшить положение в стране: вместо решения насущных внутренних вопросов Аурангзеб послал армию на подавление восстания сикхов, в результате которого те создали сильную военную организацию – хальсу, справиться с которой было уже не в силах императора.
В качестве особой причины революции принято называть идеологическую, или религиозную. В результате Реформации, осуществленной в ХVI веке, государственной в Англии стала английская, или англиканская церковь, главой которой считался сам монарх. Английские католики были лишены политических прав и подверглись преследованиям. В то же время многие протестанты полагали, что проведенная властями реформация недостаточна, и настаивали на ее углублении. Такие позиции занимали последователи Ж. Кальвина, которых в Англии называли пуританами. К ХVII веку внутри пуританского движения выделились две основные группы: пресвитериане и индепенденты. Пресвитериане признавали, что во главе новой церкви должен находиться совет выборных старейшин-пресвитеров. Индепенденты занимали более радикальную позицию-они стояли за независимость каждой церковной общины. Пуритане разделяли догмат Кальвина о божественном предопределении, что, по мнению многих историков, и определило революционный характер их взглядов. Сложность ситуации была связана с тем, что в трех королевствах религиозные различия были существенными. В Англии приверженцы реформации смотрели на католиков как на угрозу. Казалось, "пороховой заговор" 1605 г. давал основания для этого. Когда при Карле руководство англиканской церкви заняло примирительную позицию по отношению к католикам, пуритане восприняли это как едва ли не больший грех, чем быть католиком. В Шотландии господствующие позиции занимала пресвитерианская церковь, а в Ирландии большую часть населения составляли католики.
Попытка короны унифицировать порядок служб вызвала протест. В 1637 году в Шотландию был направлен Единый молитвенник, что вызвыло взрыв сопротивления. С петициями протеста выступили представители разных слоев общества. Хотя Карл и родился в Шотландии, он совершенно не понимал сложившейся там обстановки. Он угрожал, что объявит предателями тех, кто будет продолжать упорствовать. Это не только не остановило его противников, но вызвало революцию. 28 февраля 1638 г. во время четырехчасовой церемонии в шотландской столице Эдинбурге священниками и представителями городов был подписан Национальный Ковенант, религиозный и политический документ, ставший идеологической основой шотландского восстания.