Зе́мский собо́р — высшее сословно-представительское учреждение Русского царства с середины 16 до конца 17 века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии. Последним земским собором принято считать собрание, состоявшееся в 1683—1684 годы по вопросу о «вечном мире» с Речью Посполитой.
Из-за того, что каждый князь вел свою политику, нередко совершались набеги на соседние княжества, братоубийства (Борис и Глеб тому пример), сговоры различные. Внутренняя политика страдала и не был сил бороться с внешним противником. Не зря Мономах в своем "Поучении" просил их объединиться. Тот же мотив мы можем проследить в "Слове о полку Игореве", где автор ругает Игоря, что тот решил показать свою силу, не советуясь с другими князьями, а ведь битва с половцами и поражение Игоря показали, что Русь - не сильная и могучая держава. Так и получилось, что пока князья делили свои земли, некому было защищать от набегов иноземцев. Итогом междоусобицы стала появлением на Руси Золотой Орды.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстовСвященного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убрансоюз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святагоисключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (подтитлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»). Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились». Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь). Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).Изменено число просфор напроскомидии и начертание печати на просфорах.